Понятие функции культуры

Создавая предметный мир культуры, человек изменяет и преобразует самого себя – творит себя в процессе собственной деятельности. При этом культура оказывается не только деятельностью как таковой, а способом организации этой деятельности.

Предназначение культуры, в соответствии с этим, представляется в ее главных функциях:

  1. Преобразование мира. С появлением в мире человека появляется и особый фактор изменения и преобразования мира. Результаты культурной деятельности человека (как материальные, так и духовные), не выходят и не могут выйти за пределы законов природы, радикально изменить мир. Но они вносят в мир изменения, которые не могли бы произойти сами собой, только на основе соответствующих законов природы.
  2. Познание мира. Человек не может жить в мире, не зная его строения и законов функционирования. Познавая мир, человек познает и себя в этом мире. Накопленный в результате познания и самопознания опыт при помощи особых символов культуры передается от поколения к поколению и от одного народа к другим народам. Ничто, возникшее в процессе человеческой деятельности, не становится монопольной собственностью отдельного человека или отдельной социальной группы. «Собственником» достижений культуры является человек как родовое общественное существо. Посредством передачи культурного опыта человечество в целом реализует как познавательную, так и информативную функции культуры.
  3. Обеспечение условий общения. Как человек, так и культура не могут существовать изолированно, замкнуто. Только в общении может происходить обмен накопленным опытом между отдельным человеком и другими людьми, между различными культурами, отделенными друг от друга пространством и временем. История культуры — это история передачи и закрепления однажды приобретенного опыта, который, в конечном счете, становится достоянием не только многих культур, но и человечества в целом. Реальными посредниками всех форм общения в культуре являются как духовные ее элементы (идеи, ценности, нормы, идеалы и т. д.), так и материальные предметы (орудия, средства и продукты труда) как формы материального воплощения определенных духовных ценностей. В результате так называемого культурного обмена происходит изменение самих субъектов общения – отдельных людей, социальных групп и отдельных культур. Именно благодаря общению достигаются необходимые организованность, согласованность и единство действий отдельных людей, социальных групп и культур, их взаимопонимание и сплоченность, общность мыслей, воли, чувств и настроений, т. е. происходит формирование группового или (если смотреть шире) родового субъекта деятельности. Таким образом, передавая сквозь пространство и времена социальный опыт, общение создает условия совместной жизни людей.
  4. Регулирование деятельности и поведения. Именно благодаря культуре обеспечивается следование определенным образцам деятельности и поведения. Передача социального опыта культурой предполагает создание таких средств и способов, которые приходят на смену традиционным (докультурным) формам преемственности — интуитивному подражанию в процессе обучения или в процессе самой деятельности. На смену такому подражанию приходит передача сквозь пространства и времена логического, универсально-понятийного опыта, осуществляемая специализированными социальными группами – учителями-профессионалами. Что касается регулирования поведения, то возникают особые социальные институты, функция которых не только следить за соблюдением определенных норм поведения, но и карать за их нарушение – судебные и иные карательные органы. Единство и взаимопонимание, т. е. обеспечение условий совместной жизни людей, предполагает наличие определенных социальных норм, отсекающих вредные и разрушительные для культуры формы деятельности и поведения. А это невозможно без определенной системы ценностей. Ни одна человеческая общность не существует без тех или иных ценностей в качестве побудительного мотива и нормы деятельности и поведения. Но никакая человеческая общность не является жизнеспособной и прочной, если эти ценности не сведены в систему. А всякая система – это соподчинение, иерархия. Отсюда еще одна функция культуры.
  5. Установление и поддержание системы ценностей. По существу, все, что нас окружает, может рассматриваться как ценности, т. е. оцениваться в плане добра и зла, допустимого или запретного, истины или неистины и т. д. Способы оценки предметных ценностей закрепляются и передаются в составе социального опыта в качестве субъективных ценностей – императивов и запретов, установок и замыслов и т. д.

Ценности служат для ориентации предпочтений и интересов как отдельных людей, так и социальных групп. Если человеческая общность стремится быть единой и согласованной, то эти ценности не могут противоречить друг другу – они должны дополнять друг друга.

Образуется иерархическая система ценностей, где более высокий уровень иерархии ценностей позволяет развернуть и обосновать ценности более низкого уровня – ценности конкретные и специализированные.

Многообразие культур породило и многообразие систем ценностей. Однако, если главной тенденцией человеческой истории является тенденция к единству человеческого рода, то становится необходимым и формирование единой системы ценностей – ценностей общечеловеческих.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)