Понятие электронного бизнеса и электронной коммерции

Электронный бизнес (e-business) — это ведение бизнеса через Интернет или другие электронные сети; все формы электронной бизнес-деятельности. Примерами электронного бизнеса являются электронная коммерция (e-commerce), или электронная торговля (e-trade), электронный консалтинг (e-consulting), электронное из­дательство (e-publishing house) [PC Week/RE, 6.03.01].

Электронная коммерция (e-commerce, electronic commerce) — комплексная деятельность, ведущаяся посредством телекоммуни­кационных сетей и включающая: выявление потребителей путем сбора и анализа бизнес-информации, проведение бизнес-трансак­ций и поддержание онлайновых отношений с потребителями.

Электронная коммерция в узком понимании — это трансак­ция, совершаемая через компьютерную сеть, в результате которой право собственности или право пользования товаром/услугой пе­редается от одного лица другому.

Электронная коммерция реали­зуется набором электронных средств, обеспечивающих взаимосвязь между корпорациями, их клиентами, бизнес-партнерами, постав­щиками и сотрудниками.

Начало XXI столетия ознаменовалось переходом от столетней индустриально-базированной экономики к ее электронной пре­емнице — экономике, основанной на Интернет и связанных с ней онлайновых технологиях.

С момента открытия Всемирной сети (WWW) для коммерческой деятельности в 1993 г. электронная ком­мерция постепенно превращается в доминирующий фактор раз­вития мировой экономики. В 2002 г. только в США электронная коммерция достигала оборота 3 миллиарда долларов, или 2% ВВП страны. К 2005 г. она составит, по прогнозам, 6% ВВП США. Объем электронной торговли в России в 2003 г. оценивался прогнозом Brunswick UBS Warburg в 650 миллионов долларов [Коммерсантъ, 17.04.03, с. 20].

Электронная коммерция дает современному маркетеру ряд преимуществ в сравнении с оффлайновой работой на рынке.

  • Глобальный охват. Сеть элиминирует географическую защиту локального бизнеса от национальной (общестрановой) и глобаль­ной конкуренции. Так, например, жители отдаленных городов Рос­сии сегодня могут покупать книги, программное обеспечение и дру­гие товары в национальных интернет-магазинах (с доставкой по по­чте), составляющих конкуренцию местным магазинам как минимум по ассортименту. Американский интернет-магазин Amazon.com про­дает свои книги покупателям всех регионов мира. Крупнейшие авто­производители (Ford, Nissan, Volvo) используют Всемирную сеть для достижения покупателей автомобилей во всем мире.
  • Персонализация. Это создание продукта (и комплекса марке­тинга), отвечающего требованиям индивидуального потребителя. Потребители могут заказывать через Интернет индивидуально изго­товленные товары — джинсы, рубашки, туфли. Компьютеры Dell не ждут своих покупателей на заводе компании в Аустине. Производ­ство компьютера Dell начинается с момента получения индивиду­ального заказа потребителя и заканчивается 36 часов спустя, когда готовый компьютер загружается в автомобиль для доставки.
  • Интерактивный маркетинг. Коммуникации между покупате­лем и продавцом через Интернет (корпоративный портал и экст-ранет, форум, чат, дискуссионную группу, web-конференцию, электронную рассылку), оптические диски, виртуальные киоски позволяют идентифицировать спрос и удовлетворять его в точном соответствии с интересами потребителя. Через Интернет обсужда­ются параметры продукта, цены и условия сделки. В результате создается идеальный продукт по оптимальной цене, удовлетворя­ющий обе стороны сделки. Так, например, музыкальные киоски дают возможность посетителям послушать 30-секундные клипы записей для того, чтобы сформировать заказ на индивидуально изготовляемый диск.
  • Маркетинг в удобное время. Интернет-магазины открыты для покупателей 24 часа в сутки 365 дней в году.’ Они предоставляют потребителю информацию о товаре, условиях сделки и сам товар тогда-и где это удобно покупателю. Потребители услуг доставки Federal Express могут сделать заказ он-лайн и отслеживать его вы­полнение через Интернет круглосуточно.

Интегрированный маркетинг. Интернет обеспечивает интегра­цию всех элементов маркетингового комплекса, создавая единое системное решение проблем потребителя.

Различают системы электронного взаимодействия (продаж) поставщика с конечными потребителями (В2С – business-to-consumer) и с покупателями-организациями (В2В — business-to-business). Сумма продаж через Интернет конечным потребителям в США достигла в августе 2001 г. 4 миллиарда долларов, при этом средний размер покупки составил 262 доллара.

Воплощением идеи «виртуальных корпораций» явилась система коллаборативной коммерции (c-commerce, collaborative commerce). Эта система создает единое межкорпоративное пространство для ведения совместного бизнеса.

Такая система требует перестройки управленческих подходов и информационно-технологических ре­шений. Коллаборативная коммерция предполагает большую сте­пень интеграции бизнес-процессов компаний-участников, чем электронная коммерция.

Единая инфраструктура, создаваемая в рамках системы коллабо­ративной коммерции, должна функционировать как единая вирту­альная система. Эта система связывает информационные репозита-рии, бизнес-приложения (программы) и бизнес-процессы различ­ных корпораций, расположенных в разных частях мира.

Требования единой виртуальной инфраструктуры предполагают интегрирован-ность корпоративных систем участников в web. Система коллабора­тивной коммерции обеспечивает высокую реактивность и адаптиру­емость к динамичным и неопределенным условиям деловой среды; разделение риска принятия решений между ее участниками.

Отличия коллаборативной коммерции от электронной показа­ны в табл. 3.3.

Характеристики
Виды коммерции Электронная коммерция Коллаборативная коммерция
Содержание информации Сообщество участников Виды взаимодействия Совместная деятельность Каталоги товаров

Торговые партнеры

Покупка, продажа, аукционы

Обмен сообщениями

Мощные информаци­онные активы

Виртуальная корпо­рация

Совместные (общие) бизнес-процессы Обмен интеллектуаль­ным капиталом, знаниями

Электронная и коллаборативная коммерция предполагают ис­пользование компаниями-участниками автоматизированных про­цессов управления, электронных баз данных, систем управления корпоративными знаниями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)