Понятие судебной власти

Понятие “судебная власть” производно от общего понятия “власть”.
Власть – “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствование”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо” и “могущество, господство, сила”.

Потребность в установлении властных отношений обусловлена необходимостью регулирования поведения людей. При первобытнообщинном строе общиной управляли старейшины и вожди. Их власть основывалась на авторитете, уважении членов рода к старшим, их опыте, мудрости, храбрости охотников и воинов. Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с их помощью регулировалась жизнедеятельность рода и его членов.

С появлением государства организация и осуществление власти сосредоточиваются в руках отдельных лиц (короля, царя, императора и т.п.) или специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. Власть призвана служить обществу, гарантировать его целостность, надлежащее функционирование, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

Государственная власть воздействует на сознание и поведение людей с помощью различных средств, в том числе права, авторитета, убеждения и принуждения.
Многовековой опыт человечества свидетельствует о том, что концентрация государственной власти в одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям – произволу и злоупотреблениям.

“Самые просвещенные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека”.

Такой опыт подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений и к созданию рационального устройства государственной власти. Идея разграничения деятельности органов государственной власти в общем виде высказывалась еще древними мыслителями – Платоном, Аристотелем, Эпикуром и др.

Традиционно основоположниками классического варианта разделения властей считают Джона Локка и Шарля Монтескье (XVIII в.). Обоснование необходимости разделения властей приведено в знаменитом сочинении Ш. Монтескье “О духе законов”.

Теория разделения властей в государстве предполагает самостоятельное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Теория разделения властей, по мнению ее создателей, обеспечивает взаимный контроль властных структур и нормальное управление делами государства без произвола и насилия. Эта теория практически реализуется в государственном устройстве большинства современных демократических государств.

В период перестройки, в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в., теория разделения властей получила признание и в России как начало формирования правового государства. Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. одобрил Декларацию “О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики”: “Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства” (п. 13).

Позднее принцип разделения властей был закреплен в Конституции РСФСР (ред. от 21 апреля 1992 г.): “Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей” (ст. 3).
В Конституции Российской Федерации 1993 г. эта формулировка была несколько изменена: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны” (ст. 10).

Понятие “судебная власть” как официальное сегодня не существует. Конституция РФ не раскрывает содержания понятия “судебная власть”. Законодатель не сформулировал его ни в одном из нормативных правовых актов. В литературе и на практике данное понятие употребляется в разных значениях. Обычно это понятие связывают с судом и системой судебных учреждений.

Однако власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и функции, полномочия, которыми они обладают, осуществление и реализация этих функций.

“Власть – это не какое-то лицо, орган, объединение, учреждение. Они – действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют предоставленную им возможность (способность) делать что-то, влиять на чьи-то поступки, достигать какой-то цели”.

“Власть” следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а, как правило, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий. Оба элемента органически связаны друг с другом”.

Важнейшая функция (полномочие) судебной власти, которая осуществляется ее органами – судами, правосудие. Способом осуществления правосудия является разбирательство и разрешение конкретных дел в судебных заседаниях посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.

При разрешении судами дел и принятии при этом решений проявляются властные полномочия суда в подчинении участников судебного разбирательства суду и безусловном исполнении его постановлений всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации.

Кроме осуществления правосудия, судебная власть имеет и ряд других, принадлежащих исключительно ей и реализуемых судами полномочий (схема 5).

Конституционный контроль осуществляется Конституционным Судом РФ за соответствием Конституции РФ широкого круга нормативных актов государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, в частности федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, находящимся в ведении органов государственной власти Российской Федерации и совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судебный контроль законности нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц (нормоконтроль) осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с их подсудностью. Разрешение судами гражданских дел об оспаривании законности актов Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления позволяет улучшить нормотворческую и правоприменительную деятельность органов власти различных уровней и должностных лиц, способствует усилению прав граждан и юридических лиц.

Судебный контроль законности действий (бездействия) органов исполнительной власти и должностных лиц осуществляется путем рассмотрения жалоб и заявлений на действия (или бездействие) органов государственной власти, должностных лиц и государственных служащих всех уровней. В настоящее время любые решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд.

Судами общей юрисдикции, кроме того, осуществляется судебный контроль за законностью действий органов исполнительной власти на досудебных стадиях уголовного судопроизводства посредством дачи судом разрешения на производство ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права граждан (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).

Предметом постоянного и особого внимания судебной власти является формирование судейского корпуса. Подбор кандидатов на судейские должности осуществляется соответствующими квалификационными коллегиями судей весьма тщательно, с тем чтобы исключить возможность появления в сфере правосудия недостойных лиц, не обладающих высокими профессиональными качествами.

Судебная власть в лице высших судебных органов в Российской Федерации активно использует свое право законодательной инициативы по вопросам ведения. Многие законопроекты, подготовленные Верховным Судом РФ, направлены на совершенствование работы судов, процедуры судопроизводства, повышение независимости, самостоятельности судей, укрепление их статуса.

Законы о внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие были приняты Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики – важнейшая функция судебной власти. Эта функция направлена на обеспечение единства судебной практики, а следовательно, и на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и других лиц. Верховный Суд РФ реализует эту функцию посредством разъяснений Пленумом вопросов судебной практики, которые оформляются его постановлениями.

Обеспечение судебной деятельности – функция, которая направлена на создание условий для нормального функционирования судебной власти, укрепление самостоятельности судов, независимости судей. Она осуществляется аппаратом Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ при реализации мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера.

Все это свидетельствует о том, что судебная власть, обладая столь значимыми полномочиями, представляет равновесную ветвь среди других ветвей государственной власти. Такое положение судебной власти стало возможным только при разделении государственной власти на три самостоятельные ветви – законодательствую, исполнительную и судебную.

Судебная власть основана на праве (положениях Конституции РФ и федеральных законах) и реализуется путем применения норм права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.

Судебная власть – это предоставленные судам как специальным органам государства полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.

Становление правового государства неразрывно связано с возрастанием роли судебной власти в утверждении конституционной законности, с расширением объема полномочий судебной власти в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих не только в отношениях между физическими и юридическими лицами, но и во взаимоотношениях различных ветвей власти при нарушении интересов Российской Федерации и ее субъектов, при осуществлении административного управления.

Как сказано выше, государственная власть едина, но функции ее – законодательство, управление и правосудие – осуществляются различными органами. Выполняя возложенные на них полномочия, ветви власти взаимодействуют друг с другом и оказывают взаимное влияние.

С одной стороны, органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу, которая охватывает организацию судебной системы, определяет полномочия, порядок образования (управления) и деятельности судов. Кроме того, органы законодательной власти определяют бюджет судов, участвуют в формировании судейского корпуса – назначении судей: Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает судей высших федеральных судов – Конституционного и Верховного Суда, но, будучи назначенными на должность органами законодательной власти, судьи им не подчинены и принимаемые ими решения не подконтрольны органам законодательной власти.

Органы исполнительной власти также участвуют в создании нормативно-правовой базы для судов и формировании судейского корпуса. Президент страны, будучи главой государства и высшим должностным лицом исполнительной власти, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного и Верховного Суда Российской Федерации, назначает судей других федеральных судов, а также подписывает и обнародует федеральные законы. Органы исполнительной власти создают надлежащие условия для деятельности судов (предоставление служебных и жилых помещений, медицинское обеспечение и др.) и исполнения принимаемых ими решений.

С другой стороны, суды контролируют конституционность законов, принимаемых законодательной властью, а также законность правовых актов и действий органов исполнительной власти и могут признать их незаконными и недействующими.
Многообразными являются взаимоотношения суда и исполнительной власти (Правительство и министерства Российской Федерации).

Правительство РФ, обладая правом законодательной инициативы, вправе вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, касающиеся деятельности судов. Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ разрабатывает федеральный бюджет, в том числе и в отношении судов, и осуществляет его исполнение. Это существенный фактор влияния на судебную власть, при этом, согласно существующему законодательству, суды имеют возможность активно участвовать в формировании бюджета и отстаивать свои права.

Судебная власть, будучи самостоятельной и независимой от других ветвей власти – законодательной и исполнительной, в свою очередь, оказывает воздействие на их деятельность, уравновешивает их, выступает равной среди равных. К таким полномочиям судебной власти относятся наделение ее правом осуществлять конституционный судебный контроль и контроль над соответствием принимаемых исполнительными органами нормативных и индивидуальных правовых актов, а также совершаемых ими действий (или бездействия) федеральным законам.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды осуществляют административный судебный контроль, который заключается в решении вопроса о соответствии или несоответствии нормативного акта органов исполнительной власти федеральному закону. Верховный Суд РФ по заявлению заинтересованных лиц рассматривает вопросы об оспаривании соответствия федеральному закону нормативных и ненормативных актов Президента РФ и Правительства РФ. Противоречащий федеральному закону оспариваемый правовой акт признается недействующим (ст. 27 ГПК РФ и ст. 34 АПК РФ).

В суды общей юрисдикции и арбитражные суды могут быть обжалованы действия (бездействие) других федеральных органов власти – министерств, служб и агентств, а также территориальных федеральных органов исполнительной власти.
У судов полномочия, позволяющие существенным образом оказывать влияние на исполнительную власть, появились в 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

Влияние судебной власти на законодательную и исполнительную власть осуществляется также при формировании судейского корпуса. Председатель Верховного Суда РФ на основании заключения Высшей квалификационной коллегии вносит представление о назначении кандидатов на должности судей этих судов Советом Федерации и судей других федеральных судов Президентом РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)