Понятие разведывательной деятельности, ее цели и принципы

В систему национальной безопасности России входят специально создаваемые государством органы – органы внешней разведки Российской Федерации.

Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки РФ – является составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств (ст. 1 ФЗ “О внешней разведке”).

Эти органы представляют совокупность различных ведомств, включающих комплекс входящих в их организаций, осуществляющих разведывательную деятельность.

Разведывательная деятельность – комплекс мероприятий, проводимых органами внешней разведки с целью добывания и обработки информации о событиях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность проводится для выявления:

  • территориальных претензий к РФ;
  • фактов вмешательства во внутренние дела РФ;
  • попыток игнорировать (ущемлять) интересы РФ в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;
  • наличия очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников;
  • создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;
  • расширения военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ;
  • ввода иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;
  • создания, оснащения и подготовки на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях РФ и ее союзников;
  • нападения (вооруженные провокации) на военные объекты РФ, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ, границах ее союзников и в Мировом океане;
  • враждебных, наносящих ущерб военной безопасности РФ и ее союзников информационных (информационно-технических, информационно-психологических) действий;
  • дискриминации, подавления прав, свобод и законных интересов граждан РФ в иностранных государствах; международный терроризм.
    Разведывательная деятельность осуществляется в целях (ст. 5 ФЗ “О внешней разведке”):
  • обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
  • обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
  • содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также иных не предусмотренных этим Законом целей.
Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция РФ, международные правовые акты, регулирующие наиболее важные отношения в сфере разведывательной деятельности (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.), ФЗ “О внешней разведке”, другие федеральные законы, указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1349 “О директоре Службы внешней разведки Российской Федерации”) и постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 29 января 2005 г. N 45 “О порядке предоставления сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации и членам их семей единовременных выплат, предусмотренных статьей 22 Федерального закона “О внешней разведке”), касающиеся внешней разведки Российской Федерации.

Органы внешней разведки России издают в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность.

Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:

  • разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • законности;
  • уважения прав и свобод человека и гражданина;
  • подконтрольности Президенту РФ и Федеральному Собранию;
  • сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия (ст. 6 ФЗ “О внешней разведке”:

  • установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
  • осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
  • использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;
  • взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны;
  • заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
  • организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
  • обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;
  • обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
  • взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Законом;
  • создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
  • обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;
  • создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Так, они вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства. Эти методы и средства не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде, не допустимы в отношении граждан Российской Федерации на ее территории.

Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации, содержание которых по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.

Получаемая органами внешней разведки разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют разведывательную деятельность как самостоятельно, так и через входящие в их структуру другие федеральные органы исполнительной власти.

Служба внешней разведки РФ осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за пределы территории Российской Федерации ее граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (Главное разведывательное управление) -> в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательную деятельность осуществляют также и органы ФСБ России, но только во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом “О Федеральной службе безопасности”.

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент РФ:

  • определяет задачи разведывательной деятельности;
  • контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;
  • принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой Российской Федерации, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки Российской Федерации и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
  • назначает руководителей органов внешней разведки Российской Федерации;
  • утверждает Положения об органах внешней разведки Российской Федерации.
    Закон предусматривает, что за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется парламентский контроль.
    Парламентский контроль осуществляется Государственной Думой, Советом Федерации и Счетной палатой РФ. К его осуществлению допускаются только лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Действия членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, сотрудников аппаратов палат Федерального Собрания не должны создавать угрозу разглашения сведений о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, а также об используемых этими органами методах и средствах.

Прокурорский надзор за исполнением федеральных законов органами внешней разведки осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами. При этом сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки Российской Федерации конфиденциальное содействие, а также об организации, о методах и средствах осуществления деятельности органов внешней разведки Российской Федерации, в предмет прокурорского надзора не входят.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)