Понятие социально-психологического обучения

Следует сделать несколько замечаний терминологического характера относительно соотношения понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг».

Для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется довольно большой круг терминов, границы применения которых весьма размыты: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории.

Часто группы одного и того же вида называют по-разному. Без сомнения, подобное положение с неустоявшимися терминами связано с относительной новизной этой области практической психологии и в очень большой степени – с тем, что подобные группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции, с одной стороны, и обучения – с другой.

Вследствие этого повторим: употребление любого термина является не вполне адекватным, поскольку чрезвычайно трудно определить, где проходит граница между психотерапией, психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием. Все же, по-видимому, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы».

Осознавая относительность этого термина (впрочем, как и часто встречающегося термина «групповое обучение»), в дальнейшем будем пользоваться им, подразумевая под тренинговыми группами не только известные так называемые Т-группы, но и вообще все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированного на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании, в частности, в плане развития самосознания.

Интересно
В чем же состоят основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения? Во-первых, в отличие от психотерапии, цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие.

Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики, и люди в пограничных состояниях психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не применяется категория нормы.

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение прежде всего эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова.

При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы. В условиях ролевой игры индивида ставят перед ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной (и значимой для него) деятельности, и перед необходимостью изменить свои установки.

Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. Говоря о ролевой игре, М. Форверг связывает ее обучающую ценность со способностью человека лучше усваивать динамические процессы, особенно при условии личного участия в них. Отсюда на первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического обучения. Гораздо меньше внимания уделяет М. Форверг теоретическому обоснованию когнитивных и эмоциональных истоков эффекта психодраматизации.

Между тем, интенсификация обучения достигается не просто выполнением действий, а существенно зависит от чувственно-познавательной эгововлеченности индивида, обеспечиваемой главным образом драматизацией учебного процесса.
Хотя наблюдаемым референтом ролевой игры выступает действие, оно не возникает само по себе, а является результатом включения всех систем психического функционирования индивида.

Возбуждение и подъем (или скованность и подавленность), характерные для человека в учебной ролевой игре, связаны прежде всего с претворением своего«Я» в иную социальную форму, нарушением привычной самотождественности (личной определенности), необходимостью проявить активное воображение в конструировании «новой» своей личности, подкрепив ее открытыми для наблюдения действиями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)