Политико-правовые воззрения М. Падуанского

Притязания католической церкви на светскую власть вызывали сопротивление как со стороны отдельных правителей, так и ученых. В защиту прав императора Священной Римской империи Людвига IV Баварского выступил итальянский философ, ученый и медик Марсилий Падуанский (ок. 1280 – 1343).

Его политико-правовые идеи изложены в книге «Защитник мира» (1324 г.).

Политико-правовые воззрения М. Падуанского

М. Падуанский начинает свое учение с размышления о том, что есть государство. Это «достаточно совершенное сообщество, создавшее механизм самообеспечения путём взаимодействия разных его частей»9. Целью государства является хорошая жизнь.

Интересно
Жизнь человека имеет два аспекта: один временный, земной, а другой – вечный, небесный. Хорошей жизни на земле люди не смогут достичь без гражданского общества. Но среди людей возникают разногласия и ссоры, которые, при неурегулированности принципами справедливости, являются причинами расколов и войн, что в конце концов ведёт государство к гибели.

Потому для совместной жизни людей надо было установить нормы права, а также назначить их блюстителя или исполнителя правосудия.

В свою очередь, следует отметить, что народ мыслитель разделил на сословия: военные, духовенство, судьи (главные, почетные, знатные сословия); крестьяне, ремесленники, торговцы (плебейские сословия, простой народ).

В своем учении М. Падуанский значительное внимание уделил закону, под которым понимал меру общественных деяний человека. Ученый различал два вида законов – божественный и человеческий.

Божественный закон – это правила, которые необходимо соблюдать на земле для того, чтобы достичь вечного блаженства в потустороннем мире. Он определяет, что такое грех и какие за него последуют наказания в потустороннем мире, и наоборот – какие возможны награды за добродетельное поведение.

Человеческий закон – это правила, принятые гражданами или большей их частью, которые необходимо соблюдать для того, чтобы достичь наилучшего положения в земной жизни. Соблюдение человеческого закона обеспечивается принуждением.

Таким образом, М. Падуанский разделил светскую и духовную власть.

Кроме того, Марсилий Падуанский высказал идею принятия человеческого закона народом. При этом под народом он понимал «совокупность граждан или преобладающую их часть».

Законы, принятые народом:

  • выражают общее благо;
  • народ лучше повинуется тем законам, в выработке которых сам принимал участие;
  • эти законы всем известны;
  • большинству принадлежит наибольшая сила для принуждения непокорных к соблюдению законов;
  • каждый может заметить упущения и предложить способы их устранения;
  • широкое общественное участие в законотворчестве является гарантией справедливости законов.

Народ наделяется не только правом издавать законы, но и избирать правителя. Последний должен действовать в рамках закона и в пределах установленных полномочий. Если же правитель нарушит закон или совершит недостойный поступок, то его следует наказать за это. Предъявить обвинение, вынести приговор и его исполнить должен законодатель или несколько утверждённых законодателем людей. Идея привлечения правителя к правовой ответственности народом стала поистине революционной в Средневековье.

Вслед за Аристотелем М. Падуанский выделяет правильные (монархия, аристократия, республика) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) формы правления. Приоритет М. Падуанский отдал выборной монархии, но категорически против наследственной, т. к. не всегда потомки являются достойным продолжением короля.

Хороший правитель должен обладать благоразумием и моральной добродетелью и справедливостью и править исключительно по закону. По мнению М. Падуанского, судьи тоже должны вершить правосудие в рамках закона. Тогда судебные решения будут предохранены от невежества и пристрастных чувств судей.

Таким образом, Марсилий Падуанский, вне традиций духа средневековой идеологии, призвал разделить светскую и духовную сферы. Духовная власть не должна вмешиваться в дела земные. Он выступил с критикой теократических доктрин и церковного уклада жизни. Церковь не может наказывать грешников, это может только бог, установивший этот закон.

Соответственно, церковь не имеет права создавать свои суды и наказывать еретиков. Кроме того, мыслитель считал необходимым реформировать церковь: исключить пышное убранство и некоторые привилегии, исключить церковную собственность, предусмотреть выборность священников.

В государственно-правовом учении Марсилия Падуанского имеются противоречия, оно находит разные оценки среди ученых.

Но своими идеями разграничения сфер влияния церкви и государства, признания «совершенным» сообществом только государство, народного суверенитета он заслужил мировое признание. За столь смелые идеи в эпоху Средневековья М. Падуанский в 1327 г. был отлучен от церкви и объявлен еретиком; от инквизиции его спасло покровительство Людвига Баварского.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)