Подготовка проекта нормативного правового акта

Правом издания нормативных правовых актов по всем вопросам, относящимся к компетенции МВД России, обладает Министр либо лицо, исполняющее его обязанности. Таким образом, структурные подразделения МВД России, а также территориальные органы не вправе издавать нормативные правовые акты.

Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с утвержденными руководителем планами на очередной год и возлагается на соответствующее подразделение МВД России либо образовательную или научную организацию МВД России (которые могут выступать как непосредственным исполнителем по подготовке нормативного правового акта, так и привлекаться к работе по его подготовке на основании договора – п. 29 приказа МВД России № 484).

Постановление Правительства РФ № 1009 устанавливает, что в подготовке нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти. Данная норма актуализирует значимость правовых подразделений в структуре МВД России.

Как правило, срок подготовки проекта нормативного правового акта не превышает один месяц. По решению статс-секретаря – заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации для решения оперативных вопросов служебной деятельности данный срок может быть сокращен.

Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

Если в ходе разработки проекта нормативного правового акта возникают вопросы на предмет соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству, то в состав рабочей группы могут входить представители ДПД МВД России.

Если нормативный правовой акт затрагивает интересы нескольких служб в составе МВД России или нескольких федеральных министерств, то решение о персональном составе рабочей группы принимает Министр или статс-секретарь – заместитель Министра.

В случае участия МВД России в подготовке проекта нормативного правового акта, принятие которого входит в компетенцию другого органа государственной власти, осуществляется подготовка предложений головному исполнителю, в случае необходимости создается рабочая группа по разработке проекта, предоставляется информация, оказывается помощь практического или методического характера.

При поступлении проекта нормативного правового акта, затрагивающего сферу внутренних дел, готовится отзыв в сроки, устанавливаемые руководителем подразделения в соответствии с поручением (письмом) головного исполнителя.

Разработке проекта нормативного правового акта предшествует:

  • проведение научных исследований по проблеме, выступающей предметом нормативного правового акта;
  • анализ судебной практики;
  • анализ информации, содержащейся в международных договорах России, законодательных актах, приказах МВД России, решениях, принятых в ходе совещаний и коллегий;
  • проведение социологических опросов и запросов в структурные подразделения МВД России;
  • проведение мониторинга правоприменения;
  • анализ зарубежного опыта;
  • проведение мониторинга пробелов и коллизий в правовом регулировании;
  • прогнозирование оперативной обстановки с учетом складывающейся социально-экономической и политической ситуации и т. д.

При подготовке сложного по своему содержанию и структуре нормативного правового акта возможна разработка его концепции.

В теории права до сих пор не сложилось единого, доктринального понимания концепции нормативного правового акта. Н. А. Власенко, к примеру, концепцию законопроекта рассматривает как «предложение, предлагаемую модель, юридическую конструкцию урегулирования фактической ситуации».

Автор разделяет точку зрения профессора В. М. Баранова, который определил концепцию как начальный этап законотворчества и относительно автономный прием юридической техники, заключающийся в официальном выражении правовых позиций ее составителей, содержащих системную трактовку юридически значимой деятельности, механизм правового опосредования и реализации, выступающую обоснованием подготовки и принятия закона.

Концепция включает в себя цель нормативного правового акта, предмет правового регулирования, основные положения и их обоснования, финансовое обоснование, предполагаемые последствия и прогнозы применения нормативного правового акта, выявление недостатков и предложение способов их устранения, заинтересованные подразделения МВД России.

Концепция разрабатываемого проекта федерального закона подлежит согласованию со статссекретарем – заместителем Министра, а нормативного правового акта – с ДПД МВД России.

Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей. Положения об изменении или о признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.

Подготовленный проект нормативного правового акта рассматривается руководителем подразделения, выступающим головным исполнителем, дорабатывается с учетом замечаний и предложений и направляется для согласования в заинтересованные органы и подразделения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 877, отдельные проекты нормативных правовых актов подлежат обязательному рассмотрению Общественным советом при МВД России.

К данным нормативным правовым актам относятся:

  • определенные федеральными органами как общественно значимые;
  • разрабатываемые экспертной группой по результатам рассмотрения общественных инициатив;
  • устанавливающие публичные нормативные обязательства и порядок их исполнения;
  • Государственные программы Российской Федерации;
  • Федеральные целевые программы;
  • Нормативные правовые акты, обязательное обсуждение которых предусмотрено Правительством Российской Федерации.

Проект нормативного правового акта должен иметь все необходимые реквизиты и отвечать требованиям, предусмотренным Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Электронная форма документооборота исключается для проектов нормативных правовых актов:

  • содержащих сведения, составляющие государственную тайну;
  • содержащие служебную информацию ограниченного распространения;
  • издаваемые совместно с другими органами государственной власти или организациями (при отсутствии технической возможности межведомственного электронного документооборота);
  • не включенные в Перечень документов, создание, хранение и использование которых осуществляется в форме электронных документов.

Проекты нормативных правовых актов МВД России (равно как нормативный правовой акт МВД России) могут оформляться в форме электронного документа или на бумажном носителе, которые визируются руководителем юридической службы и подписываются руководителем подразделения (бумажный носитель подписывается руководителем собственноручно, а электронный документ – с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)