Планировочная организация жилых кварталов и микрорайонов

В зависимости от градостроительного регламента и разрешённой этажности зданий, общая площадь жилой и обслуживающей застройки может варьироваться от 10 % до 40 % территории квартала или микрорайона (чем выше этажность, тем ниже процент застройки участков).

На свободных от застройки территориях кварталов и микрорайонов размещаются:

  • элементы пешеходно-транспортной инфраструктуры;
  • площадки для различной активности местного населения;
  • зелёные насаждения.

Компоновка пешеходно-транспортной инфраструктуры, площадок и озеленения производится одновременно и согласованно.

Нормативами предписывается обеспечение территории микрорайона или квартала следующими видами площадок, площади которых и особенности пространственного размещения определяются исходя из численности местного населения:

  • площадки для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • площадки для отдыха взрослого населения;
  • площадки для занятий физкультурой;
  • площадки для хозяйственных целей и выгула собак.

Отдельно рассчитывается площадь участков для зелёных насаждений, которых в норме должно приходиться не менее 6 м2 на местного жителя. Таким образом, площади под зелёные насаждения в квартале или микрорайоне могут составлять около 20 %; примерно столько же могут занимать площадки для различной активности населения. Как уже отмечалось, детские сады и общеобразовательные школы размещаются на защищённых от уличного движения участках, тяготеющих к геометрическому центру (осям, фокусам) территории микрорайона или квартала.

Площади участков детских школьных и дошкольных учреждений можно предварительно оценить по нормативам и сводам правил. Площадь территории под детский сад находится в пределах 0,3–1,0 Га, а под общеобразовательную школу (учитывая стадион) – 1–3 Га. Остальные площади кварталов и микрорайонов (до 20 %) занимают элементы пешеходно-транспортной инфраструктуры.

Важным является принятие проектного решения о вариантах временного или гостевого паркования и постоянного хранения автомобилей местных жителей. Постоянное хранение автомобилей, должно осуществляться в гаражах боксового или манежного типа, наземного или подземного базирования. Небольшая часть гаражей (около 10 %) может быть размещена за пределами жилой зоны в общегородской или районной коммунально-складской зоне. Надземные и подземные гаражи, размещаемые непосредственно в пределах микрорайонов или кварталов, как правило, не должны иметь более двух подземных этажей или семи-девяти надземных этажей и вместимость более 300 машиномест.

Планировочная организация жилых кварталов и микрорайонов

Количество машиномест для временной (гостевой) стоянки автомобилей, называемые также паркингами, может быть предварительно оценено исходя из расчёта в 10– 15 % от числа автостоянок для постоянного хранения автомобилей. Временные паркинги могут быть размещены во дворовой части микрорайона или квартала, но более безопасным и экологически полезным считается размещение временных автостоянок с внешней стороны жилых единиц планировочной структуры, на примыкании к улицам, в том числе, в составе полос профилей улиц (рисунок 6.4.1).

Транспортные пути (проезды) во дворовой части микрорайона или квартала не должны быть прямыми и проходными, для недопущения формирования уличного режима транспортного движения на их территории. Система проездов может быть организована по следующим схемам: тупиковая, кольцевая (петельная), смешанная (рисунок 6.4.2). Как видно из рисунка, в крупных микрорайонах транзитное движение транспорта оказывается возможным, однако оно должно быть организовано по сложной сети проездов и не может рассматриваться в качестве де-факто улицы.

Планировочная организация жилых кварталов и микрорайонов

Внутренние проезды могут устраиваться в одну полосу шириной не менее 2,75 метров, при обеспечении разъездных площадок не реже чем через каждые 75 м пути. При этом въезды на территорию квартала или микрорайона должны устраиваться не реже чем через каждые 150 метров периметра (рисунок 6.4.3).

Планировочная организация жилых кварталов и микрорайонов

Проезды транспорта в микрорайоне или жилом квартале могут иметь покрытие как у пешеходных путей в рамках представлений о «дворе без автомобилей». В этом случае транспортный режим во дворовой территории схож с режимом на пешеходной улице, когда повседневное автомобильное обслуживание происходит по внешней стороне застройки, а пешеходные пути имеют достаточную ширину и прочность покрытия для беспрепятственного проезда пожарной машины и автомобилей других экстренных и коммунальных служб, а также для непосредственного подъезда к входам в здания или к хозяйственным площадкам.

На очередном этапе проектирования планировочной организации микрорайона или жилого квартала трассируется сеть путей, предназначенных исключительно для пешеходного движения, соединяющих между собой входы в жилые и общественные здания, площадки и зелёные насаждения.

Планировочная организация жилых кварталов и микрорайонов

В редких случаях возможно формирование многоуровневого жилого двора с размещением на верхнем уровне сплошной пешеходной эспланады с входами в жилые здания (рисунок 6.4.4). В этом случае нижний уровень устраивается для транспортного обслуживания, паркования и хранения личных автомобилей и обслуживающего технического хозяйства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)