Переговоры в практике повседневного общения

В практике повседневного общения переговоры являются неотъемлемым элементом межличностных и межгрупповых взаимодействий, осуществляющихся на самых разных уровнях.

Переговоры – это коммуникация между сторонами для достижения своих целей, при которой каждая сторона имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения, которое закрепляется договором.

Переговоры – это не только обмен мнениями, их задача – выработать приемлемую для сторон позицию при том, что их главные цели могут существенно различаться, в узком смысле переговоры даже иногда понимают как способ урегулирования споров.

Ведение переговоров – это процесс прямой и обратной связи с целью достижения взаимного соглашения по поводу различных нужд и идей, это, скорее, убеждение, чем использование грубого напора.

Препятствием к достижению соглашения часто служит нетерпимость и эгоизм, отсутствие умения выслушать других, стремление навязать свое мнение любой ценой и отстоять свою позицию. Это провоцирует ссоры, конфликты, приводит к утрате партнеров, в глобальном масштабе – становится причинами войн и напряженности.

Переговоры по типу «выигрыш – потеря» заранее негативно настраивают партнера по переговорам. Потерявший ведет себя абсолютно предсказуемо и будет пытаться выиграть если не сейчас, то в ближайшем будущем. Потерявший партнер обычно сосредоточивает большую часть своей энергии на деструктивном поведении.

Иногда результат переговоров сводится к формуле «потеря – потеря». Например, переговоры по поводу забастовки сотрудников при жесткой позиции владельцев предприятия и администрации могут закончиться потерей для обеих сторон: сотрудники теряют свою работу, предприятие – обученных, опытных работников.

Выделяют шесть основных элементов, из которых складываются отношения между сторонами:

  • рациональность;
  • понимание;
  • общение;
  • достоверность;
  • отсутствие патернализма, в том числе поучительного тона;
  • открытость для восприятия другой точки зрения.

Развитие искусства ведения переговоров необходимо и должно учитывать культурную специфику, называемую «национальным стилем ведения переговоров».

Национальный стиль складывается из некоторых  специфичных приемов поведения на переговорах, культурных особенностей страны, предопределяемых традициями, стереотипами мышления и поведения, а также многими другими факторами.

Однако это вовсе не означает, что представители конкретной страны будут обязательно использовать приписываемый ей стиль переговоров, они могут оказаться приверженцами иного стиля. Определив стиль ведения переговоров другой стороны, можно грамотнее выстроить свою линию в переговорном процессе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)