Педагогические идеи в наследии французских просветителей

Французское Просвещение объединяет в своих рядах плеяду блестящих умов XVIII века. Их еще называют энциклопедистами, потому что почти все они группировались вокруг подготовки к изданию «Энциклопедии», полное название которой «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел».

«Идея Энциклопедии созвучна идее Просвещения: ведь просветители стремились, прежде всего, к тому, чтобы распространять научные и полезные практические знания среди широких масс, а для этого жанр энциклопедии, или толкового словаря, был самым подходящим».

Возглавили «Энциклопедию» Дидро и д’Аламбер, тем самым совершив великий жизненный подвиг. Кроме них, ее известными сотрудниками были Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Руссо, Кондильяк, Гримм, Монтескье, естествоиспытатель Ж.Бюффон, экономисты Ф.Кенэ, А. Тюрго и другие.

Основная идея, которая объединяет всех французских просветителей, – все то, что волнует человечество, должно быть пропущено через суд философского разума и найти оправдание в нем. На небывало высокий уровень было поднято свободомыслие: религия, познание природы, понятия, сложившиеся ранее, были отвергнуты, и стало формироваться новое отношение к жизни, новое мировоззрение.

Просветители старались создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал Человека.
Все они вели непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой, но в педагогике самый заметный след оставили Д. Дидро, К. Гельвеций и особенно Ж.Ж. Руссо.

Дени Дидро – французский философ, писатель, теоретик искусства. Будучи главным редактором «Энциклопедии», он отредактировал почти все статьи и сам написал около 1200. Французское просвещение особенно ярко выявило внутреннюю противоречивость природы и воспитания, необходимости и свободы, необходимости и случайности. И это ярчайшим образом было показано в философских диалогах «Племянник Рамо» и «Жак-фаталист». Жанр художественной прозы автором выбран не случайно, ибо язык научного метода того времени был еще совершенно не приспособлен для анализа и осмысления подобного рода феноменов.

Кто же он – племянник Рамо? Это – племянник композитора и музыкального теоретика Ж.Ф. Рамо, внесшего весомый вклад в учение о гармонии и значительно изменившего стиль классической оперы, то есть человек, весьма популярный в то время. А вот племянник – любитель поспорить, каких немало и сегодня среди нас. Он отстаивает свою беспринципность, утверждая, что о его пороках «позаботилась сама природа», коль скоро она признается единственным основанием человеческой жизни. Воспитание ничего не может изменить, ибо «выгони природу в дверь, она влетит в окно».

Персонаж этот невымышленный. Кредо молодого паразита весьма примитивно: «пить добрые вина, обжираться утонченными яствами, жить с красивыми женщинами, спать в самых мягких постелях, а все остальное – суета».

Но бесстыдство, с каким молодой повеса проповедует свой гедонизм, сочетается у него с подкупающей прямотой и трезвым
суждением о характере того общества, в котором он живет:

«В природе все виды животных пожирают друг друга; в обществе друг друга пожирают все сословия. Мы вершим правосудие друг над другом, не прибегая к закону».

А раз в обществе все устроено так, то надо быть дураком, чтобы быть добродетельным. Однако в дальнейшем позиция Рамо оказывается уязвимой – он отрекается от своих взглядов и начинает отстаивать необходимость хорошего (просвещенного) воспитания, переделывающего природу в лучшую сторону. Это произведение оказало огромное влияние на французское
общество того времени.

Составной частью просветительской деятельности Дидро являются его работы по искусству. В них он выступает глубоким
специалистом в области эстетики и нравственного воспитания. Искусство, по мнению мыслителя, «никогда не должно быть сухим», его задача стать путеуказателъницей в изменении жизни людей.

О том, как подходил великий мыслитель к проблеме воспитания, говорят его знаменитые афоризмы:

  • Гений живет во все времена; но люди, которые являются его носителями, немы, пока необычайные события не воспламенят массу и не призовут их.
  • Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна.
  • Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей.
  • Я представляю себе необъятную область наук широким полем, усеянным темными и светлыми пятнами. Цель наших работ должна заключаться или в том, чтобы расширить границы светлых пятен, или в том, чтобы умножить на поле источники света. Первое – дело гения-созидателя, второе – дело проницательного разума, вносящего улучшения.
  • Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца.
  • Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
  • Воображение – это способность вызвать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей…И так далее.

Клод Адриан Гельвеций проблеме образования и воспитания посвятил две работы:

  • «Об уме» (1758);
  • «О человеке, его умственных способностях и воспитании» (издана была посмертно, в 1758 г.).

Его салон стал одним из центров материалистической философии в Париже. «Гельвеций духовно готовил будущую буржуазную революцию, используя при этом все материальные блага старого общества». Его книга «Об уме» была объявлена самой вредной из когда-либо появившихся и по приговору парижского суда была сожжена.

«Я считаю, – писал мыслитель, – что ум – это совокупность более или менее многочисленных новых идей, представляющих интерес для общественности, а репутация умного человека зависит не столько от количества остроумных идей, сколько от удачного подбора».

Если идея не представляется общественности полезной, или привлекательной, или поучительной, то она не вызывает интереса; следовательно, «интерес направляет все наши суждения». А иначе «на каких других весах.. .можно было бы взвешивать ценность наших идей?» Число идей бесконечно, а критерий оценки их значения и выбора, по Гельвецию, является критерием прагматическим:

«Было бы интересно выяснить, как именно общественный интерес устанавливает ценность различных человеческих деяний, как, по мере их полезности для общества, вредности и безразличия, он дает им название добродетельных, порочных или допустимых; этот самый интерес является единственным раздатчиком уважения или презрения по поводу наших идей».

«.. .Любовь к отечеству, – писал К. Гельвеций, – совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей, и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума».

С особой силой он выступал против невежества. «…При невежестве ум чахнет за недостатком пищи». «…Следует свой ум
углублять, а не расширять, и, подобно фокусу зажигательного стекла, собирать все тепло и все лучи своего ума в одной точке». «.. .Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины».

И своеобразным аккордом звучат слова мыслителя:

«Полное невежество приводит к полному тупоумию…», а «.. .покровители невежества суть самые ожесточенные враги человечества».

Книга «О человеке» полностью посвящена проблемам воспитания.

«Люди являются … продуктом воспитания», – писал он.

Уверенность во всемогуществе воспитания привела Гельвеция к созданию демократической социально-политической программы.

Его идеал – Франция как конфедерация небольших республик, где просвещенный монарх фактически играет роль президента государства. Все граждане превращаются в членов третьего сословия и приобретают равные политические права.

Разница в имущественном положении между ними сводится к минимуму. Произведя необходимые изменения в законах и обычаях, просвещенный законодатель мог бы устранить причины социальных бедствий и обеспечить покой народу и стабильное существование государству.

К ельвеций писал: «Всякий народ, стонущий под игом самовластия, вправе сбросить его».

Не менее яркой фигурой Французского просвещения является Жан Жак Руссо – философ, теоретик искусств, писатель, политический деятель, который оставил свой яркий след и в развитии педагогики.

Но прежде, чем говорить о его педагогических взглядах, надо, думается, хотя бы несколько слов сказать о великом Вольтере. А почему? Вы поймете позже.

Франсуа Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер, оказал огромное влияние на развитие общественно-политической мысли. Его почитали как некоронованного короля Европы, а термин «вольтерианец» стал нарицательным.
Величие человека Вольтер видел в его способности познавать и преобразовывать мир. Он считал, что инстинкты самосохранения, себялюбия не отделяют людей друг от друга, а, наоборот, сближают, способствуют общению и любви. Человек не может жить в одиночку. Он – социальное существо. Природные в своей основе связи между мужчиной и женщиной приводят к рождению детей, укрепляя общество.

Вольтер постоянно задавал себе вопрос:

«Если мир состоит из материальных тел, тогда откуда возникла душа человека?» – «Душа – способность человека чувствовать и мыслить. Если это так, то о душе, которая может существовать независимо от тела, у меня нет никаких представлений», – отвечал мыслитель.

Такой взгляд, конечно же, был направлен против религии. Но самое интересное то, что Вольтер стремился доказать этот свой тезис религиозным путем. Если Бог сотворил этот чудесный мир, то почему мы не можем предположить, что он наделил также материю свойством чувствовать и мыслить? Опираясь на естественно-научные достижения своего времени, он пытался проявления человеческой души увязать с его ощущениями, нервной системой и мозгом. Поскольку и животные обладают мозгом, сердцем, печенью и т.д., они тоже чувствуют и, возможно, смутно понимают окружающий их мир.

Интересно
Вольтер выступал сторонником «естественной религии», под которой понимал принципы морали, общие для всего человечества. Главный принцип морали сформулирован еще мудрецами древности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». А отсюда резкая критика различных предрассудков, клерикализма, особенно порядков в католической церкви («Раздавите гадину!»). Одновременно он критиковал также атеизм. В знаменитом «Философском словаре» он писал, что «атеизм – весьма опасное чудовище, когда оно в тех, кто стоит у власти; он опасен и в кабинетных ученых, пусть даже их жизнь вполне невинна, ибо из их кабинетов они могут пробиться к должностным лицам; и, если атеизм не столь гибелен, как фанатизм, он все-таки почти всегда оказывается роковым для добродетели».

Конечно, Вольтер имел ввиду тот атеизм, который впоследствии будет назван «воинствующим», а не атеизм – синоним свободомыслия.

По словам Белинского, Вольтер «орудием насмешки» потушил «в Европе костры фанатизма и невежества…». А классик французской литературы Ромен Роллан писал: «Вспомните старый лозунг Вольтера: «раздавите гадину!» и применяйте
его к современным гадам».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)