Педагогические условия формирования ценностных основ личности в дошкольном детстве

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее везде по тексту ФГОС ДО) обозначил современные цели и задачи воспитания, обучения и развития детей. Они решаются в рамках непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов в целом, как в совместной деятельности детей и взрослых, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Основные цели и задачи ФГОС ДО направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Кроме того, перед современными педагогами стоят задачи развития общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, а также формирования готовности детей к совместной деятельности, развития умения договариваться, самостоятельно решать конфликты.

Интересно
Воспитание является одним из ведущих факторов в становлении нравственных ценностей ребенка в дошкольном возрасте как основы личности в дальнейшем. Развитие системы ценностей в дошкольном возрасте – это формирование эмоциональной, познавательной и деятельностной сторон детской психики в этической сфере.

В ходе социального взаимодействия у дошкольника складывается система нравственных ценностей личности. Ребенок приучается регулировать свое поведение и взаимоотношения с людьми в соответствии с принятой в обществе системой норм. В связи с этим личность предъявляет к себе соответствующие требования, происходит оценивание себя.

Формирование ценностных основ происходит в процессе передачи социального опыта различными путями: в ходе целенаправленного воспитания, обучения и развития или стихийно, когда ребёнок усваивает ценностное содержание из окружающего мира самостоятельно. Баланс между способами интериоризации ценностей, во многом зависит от конкретной жизненной ситуации и силы воздействия в ней факторов социализации.

Присваивание маленьким ребёнком общественных ценностей начинается во взаимоотношениях с близкими взрослыми, поэтому семью принято считать институтом первичной социализации. Успешная и эффективная социализация в дошкольном детстве базируется на целенаправленном педагогическом руководстве и организации жизни ребенка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.

Придание взрослым человеком социальной ценности определенным объектам или явлениям окружающего мира в ходе сов- местного взаимодействия с ребёнком формирует у дошкольника социальную направленность на них, ценностно-избирательное отношение ребенка к миру.

Социальная направленность детской личности выражается в эмоциональных отношениях, знаниях и представлениях об окружающем, в деятельности дошкольника, отражающейся в осознании, выражении, ориентировании и отстаивании собственных ценностей в поступках, действиях и суждениях.

Воспитанием моделей положительного поведения, хороших привычек, нравственных качеств, гуманных чувств и отношений к людям как основы ценностных составляющих личности наполнены практически все основные виды деятельности, в которые включены дошкольники в детском саду. 

К детским видам деятельности относится восприятие сказки. В ней сосредоточены эмоциональные переживания, проблемы ценностных отношений и морального выбора для дошкольника. Сказка раскрывает ребёнку мир тех общественных отношений, которые он может не замечать в обыденной жизни.

Кроме того, в сказке формируется интеллектуальная сторона детского развития, заключающаяся в получении ценностных знаний и представлений, информации об этической стороне человеческой жизни, в раскрытии причинно-следственных связей и отношений социального мира.

А это значит, что восприятие сказки, непосредственно связанная с ними театрализованная деятельность, а также изобразительная, являющиеся специфически детскими, дошкольными видами и объединёнными об- щей основой, активным воображением, детской фантазией, наиболее бурно развивающейся в старшем дошкольном возрасте, оказывают решающее влияние на детское развитие в целом.

Следовательно, их педагогически грамотное использование эффективно способствует социальному развитию дошкольника, формированию ценностных основ в дошкольном детстве. Детский труд как особый вид деятельности дошкольника служит областью, в которой зарождаются и развиваются ценностные основы личности.

Включение ребёнка дошкольного возраста в трудовую деятельность способствует социальному развитию и воспитанию общественно обусловленных качеств личности. Труд сам по себе представляет ценность и служит основой формирования трудолюбия, взаимопомощи, целеустремленности и многих других качеств, раскрывающих социальные ценности.

В дошкольном детстве ценностные основы закладываются посредством межличностных отношений с родителями, взрослыми «интимного круга общения» и педагогами детского сада.
Целенаправленное педагогическое воздействие на составляющие личности дошкольника стимулирует формирование ценностного базиса будущего взрослого человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)