Основные принципы индуктивного метода Ф. Бэкона

Френсис Бэкон получил образование в Кембриджском университете, принимал активное участие в политической жизни
Англии, на государственной службе достиг звания лорд-канцлера. Король Яков I за добросовестную службу наградил
его поместьем Верлуам. Но, как говорят, «не было бы счастья, да несчастье помогло». После смерти Якова I, который ему покровительствовал, Ф.Бэкон был обвинен во всех смертных грехах, в результате ему было запрещено занимать какие-либо государственные посты. Так Англия получила великого ученого, прославившего ее на века.

Он и умер как истинный ученый-экспериментатор: от простуды, перешедшей в воспаление легких, когда проводил эксперимент по замораживанию живых кур в снегу, чтобы выяснить, оживут ли они после размораживания.

«Целью нашего общества, – утверждал Бэкон, – является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным».

Знаменитый его афоризм «Знание – сила» и сегодня является символом и науки, и образования, и воспитания. В работе «Новый органон» (1620 г.) он дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода (философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному) исследования.

Как пишет крупнейший немецкий философ конца XIX – начала XX века, основатель южно-немецкой школы неокантианства Вильгельм Виндельбанд, «ни один из основателей современной философии не понял так ясно и глубоко ценность эксперимента, как Бэкон».

«Эксперимент является уже частью той власти, которую человек приобретает над природой при помощи своего
знания. Только обладая известной степенью ранее приобретенных знаний, можно ставить плодотворные эксперименты. Но, как только они правильно поставлены, природа обязательно должна дать ответы на те вопросы, для которых они задуманы, и открыть те тайны, которые иначе остаются скрытыми. Только эксперимент может действительно дать чистый опыт, и естествознание не сделает ни шага вперед, если не будет систематически применять этого драгоценнейшего из всех средств».

Френсис Бэкон не оставил специальных педагогических трудов, тем не менее значение его в истории педагогики велико: педагогика, как и другие науки, воспользовалась его философскими взглядами, положившими начало новым методам познания.

Главный недостаток прежней науки, по мнению Бэкона, заключался в ее бесплодности. Прежняя наука – безжизненна, книжна, кабинетна. Для перестройки знания науки нужно вскрыть условия, которые привели к отставанию теории от практики.

Причины такого отставания Бэкон видел в разного рода предрассудках, которым подвержен человеческий ум. Он их называл «идолами» или «призраками».

Их четыре:

  1. Первый призрак – идолы рода (лат. – іdola tribus). Они вытекают из общей природы человека. Говоря современным языком, это антропоморфизациия познания. Корни их уходят в первобытное общество, когда человек стихийные силы природы понимает «похожими на себя». Практически идолы рода сохраняются до сих пор, так как природа все еще для нас остается великой тайной, разгадывать которую будут еще многие поколения.
  2. Второй призрак – идолы пещеры (лат. – іdola specus). Каждый человек приходит в этот мир в определенном месте, семье. Один рождается в бедной крестьянской семье, а другой уже с детства «купается» в роскоши. Взрослея, получая соответствующее образование и воспитание, человек начинает смотреть на мир как бы из окна своей пещеры, «где свет природы доходит в искривленном виде». Поэтому, чтобы вступить на путь науки, необходимо подняться до уровня общечеловеческих достижений, преодолевая узость своего пещерного мышления.
  3. Третий призрак – идолы рынка (лат. – іdola fori). Они появляются, главным образом, в местах скопления людей (во времена мыслителя обсуждение чего-то нового, распространение информации в основном происходило на рынках). Их источник – отождествление той или иной вещи и означающего ее слова. На самом же деле, по утверждению Ф.Бэкона, в большинстве случаев слово означает не саму вещь, а то, что в ней значимо для человека. А если мы будем полностью отождествлять слово и вещь, то мы вступим на путь «ложного мудрствования». Данные рассуждения, очевидно, были направлены против тогдашней схоластики.
  4. Четвертый призрак – идолы театра и авторитета (лат. – іdola theatrі). Причина их возникновения – преклонение перед авторитетами в науке, которые когда-то жили в истории, отождествление их идей и теорий с истинами «в последней инстанции», отход от которых невозможен. На самом деле «истина – дочь своего времени, а не авторитетов».

Ф.Бэкон писал:

«Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял. Каковы бы ни были сила и число фактов, свидетельствующих о противном, разум или не замечает их, или пренебрегает ими, или отводит и отвергает их посредством различений с большим и пагубным предубеждением, чтобы достоверность тех прежних заключений осталась ненарушенной».

Но, как позже с иронией заметил Гегель, «истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде
(gegeben warden) и в таком виде спрятана в карман».

Четвертый «идол» как раз и порождает различные «культы личности» и «культики», от которых мы никак не можем избавиться.

Вспомним известную поговорку: «читай, а не чти». Новая наука, по мнению Бэкона, должна исходить из жизни,
быть могучей силой, дающей человеку господство над природой.

Бэкон устанавливает следующие три стадии научного исследования:

  • наблюдение над явлением природы;
  • обобщение данных наблюдений;
  • проверка этого обобщения (выводов) путем эксперимента, который и является самым могучим средством изучения мира.

Отсюда вытекали для педагогики следующие выводы:

  • от практики – к теории, а от последней – снова к практике;
  • идея сближения школы и жизни;
  • cамодеятельность обучаемых;
  • не заучивать ничего, прежде чем не понято рассудком.

Истинным методом для Бэкона является индукция. Это – путь к познанию формы. Но Бэкон пытался найти некий лучший вид индукции, чем тот, что называется «индукцией через простое перечисление». Индукция через простое перечисление может быть проиллюстрирована притчей:

– Жил один чиновник по переписи. Однажды ему поручили переписать всех домовладельцев в одном Уэльском селе. Первый, которого он спросил, назвался Уильямом Уильямсом. То же было со вторым, третьим, четвертым и т.д. Тогда переписчик сказал себе: «Это утомительно. Они все, очевидно, Уильямы Уильямсы. Так я и запишу их всех и буду свободен». Но он ошибся, так как один человек все же оказался Джоном Джонсоном.

Это и показывает, что мы можем прийти к неправильным выводам, если слишком безоговорочно поверим в индукцию через простое перечисление.

Интересно
Бэкон верил, что он нашел метод, при помощи которого индукция может сделать нечто большее. В наследии мыслителя индукция, учение о формах и учение об изобретении неразрывно связаны между собой. Индукция есть руководство к познанию форм, учение о формах – результат процесса познания, изобретение – цель и практическое применение науки, основанной на познании форм.

Характерный признак индукции – анализ. А ее метод – аналитический. Немыслимо познать природу, пока человеческий ум
рассматривает предметы в их сложном состоянии. Нужно уметь «рассекать природу на составные элементы».

Учение о формах – материалистическое. Форма присуща самой материи, она есть источник и основа свойств, их начало, внутренняя и всеобщая причина.

Познание начинается с ощущений. Необходимо, чтобы «чувство судило только об опыте, чтобы опыт уже заключал о самом предмете». Образы предметов, входя через органы чувств в сознание, не исчезают бесследно: они сохраняются душой, которая может относиться к ним трояким образом: или просто собирать в памяти; или подражать им соображением; или, наконец, перерабатывать их в понятия рассудком. На этих трех способностях человеческой души основывается подразделение наук: память есть основа истории, воображение – поэзии, рассудок – философии.

Индуктивный метод в образовательном процессе имеет большое значение. Не менее важен он и в воспитании. Думается, что многие наши педагогические беды заключаются в неумении должным образом проводить анализ ситуации. А отсюда – ошибочные выводы и неадекватность принимаемых решений.

Именно Бэкон положил начало требованию новой педагогики: цель образования – не столько накопление возможно большей суммы знаний, сколько умение пользоваться методом их приобретения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)