Педагогическая защита как фаза педагогической поддержки
В педагогической литературе разработано еще одно понятие – «педагогическая защита» как способ оказания помощи ребенку в ситуациях опасности. Защита требуется ребенку, когда он, с одной стороны, не осознает, что его жизни и здоровью угрожает опасность, с другой стороны, когда он понимает наличие угрозы для себя, но не в состоянии с ней справиться и просит помощи.
Угрозы, опасности могут исходить от природы (стихия, наводнения, смерчи, ураганы, землетрясение, пожары, селевые потоки и т.д.), от материального мира (взрывы газа в доме, порез стеклом, опасность от материальных объектов – старых домов, испорченной мебели и т.д.), от людей (взрослых, родителей, учителей, сверстников из социального окружения, учащихся), от самого себя. Для этого нужна специфическая педагогическая деятельность – педагогическая защита.
Под «педагогической защитой» мы понимаем систему педагогических действий, обеспечивающих физическую, психическую и социальную безопасность отдельного субъекта (воспитанника) в образовательном процессе, в семье, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для развития его духовных и физических сил. Отсюда следует, что педагогическая защита необходима ребенку в его физиологическом, психическом, социальном и духовном развитии.
Необходимость защиты ребенка от неблагоприятных факторов развития в той или иной мере затрагивалась педагогами-гуманистами И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, теоретиком свободного воспитания Л.Н. Толстым и др. Защищенность ребенка в воспитательном коллективе отстаивали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов и другие педагоги советского периода.
А.С. Макаренко в своих работах, раскрывая идею социальной защищенности ребенка в коллективе, отстаивает систему мер по его защите, обеспечивающую нормальное развитие личности и коллектива:
- Воспитание уважительного отношения к дисциплине. «Дисциплина в коллективе – это полная защищенность, полная уверенность в своем праве … для каждой личности» (ценностное отношение к дисциплине).
- «В коллективе должно быть крепким законом, что никто не только не имеет права, но и не имеет возможности безнаказанно издеваться, куражиться и насильничать над самым слабым членом коллектива».
- Ребенок «должен находить обязательную защиту в отряде, классе».
- Воспитание у старших желания защищать младших.
- Развитие у детей способности и привычки к торможению: «тормозить себя в играх и ссорах».
- Развитие в коллективе «мажора», «способности к движению, к энергии, к действию».
Такой подход созвучен с нашими представлениями о социальной защищенности ребенка в коллективе. Ни одно позитивное общество, ни одно образовательное учреждение, ни одна воспитательная система не смогут устойчиво функционировать, а, следовательно, выполнять своих стратегических целей, если старшее поколение станет игнорировать свое природное и социальное предназначение «защищать незащищенного»: опекать, поддерживать, предупреждать о биологических, экологических, моральных и других опасностях, грозящих растущему организму.
Очевидно, что позиция «защитника детства» в той или иной мере проявляется и у директоров школ, и учителей, и воспитателей, и родителей. Но чаще она реализуется на интуитивном уровне; как профессиональная функция педагога, точно структурированная по целям, задачам, средствам и условиям осуществления, она не описана и не стала осознанной практикой.
Стрессовые ситуации как следствие незащищенности разрушают личность, стремящуюся в своем развитии к духовному самосовершенствованию. Таким образом, достижение устойчивости, защищенности становится глобальной проблемой человека. Особенно это актуально в период интенсивного развития человека – детские годы.
Поэтому от педагога требуется организация такой защиты, которая помогает ребенку в удовлетворении потребности в безопасности, одновременно учила бы его овладению собственными способами достижения внутренней уверенности, защиты самого себя. Чтобы психологически обоснованная и органически присущая человеку потребность в безопасности была реализованной, требуются соответствующие внешние условия. И прежде всего нормативно-правовые и экономические.
Если брать сферу образования, то можно заметить отсутствие прямой связи между экономическими возможностями государства и реальным самочувствием ребенка в образовательных учреждениях. Здесь вступают в силу культурные традиции между поколениями, гуманные или авторитарные ориентации педагогов.
Сама по себе потребность человека (ребенка) в защищенности и защите, и даже государственная, социальная система защиты еще не гарантирует реальной защищенности ребенка в образовательном учреждении и в окружающей его микросреде.
Аргументом в поддержку необходимости педагогической защиты является то, что человек в жизни постоянно сталкивается с трудными ситуациями, которые необходимо помочь ему решать самому, начиная еще со школы. Нерешенные трудные ситуации могут привести к развитию серьезных отклонений в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере (исследования д.мед.н. Г.Я. Сафоновой)
Оказание помощи школьникам в решении их проблем, повышении самооценки, выхода из восприятия себя как депривированных может взять на себя педагог, в обязанностях которого предусмотрено оказание индивидуальной помощи детям в решении их проблем и создание условий для их развития. И тогда педагогическая защита становится одной из главных функций в его работе.
- Воспитание детей и подростков в спортивной среде учреждений физкультурно-спортивной направленности
- Положение об Ученическом научном обществе в школе
- Педагогические риски в развитии коллектива
- Влияние коллектива на развитие личности
- Содержание воспитания в коллективе когнитивистской ориентации
- Культурная среда образовательной организации
- Методика коллективной творческой деятельности
- Механизм реализации
- Закономерности развития коллектива
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу