Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса

Рассматривая педагогический процесс как динамическую систему и учитывая, что его
динамика обусловлена взаимодействием или обменом деятельностями главных
участников, проследить переход педагогического процесса из одного состояния в другое можно,
лишь определив его основную единицу. Только при этом условии педагогический процесс
предстает как развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение задач
образования и воспитания.

Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям:

  • обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;
  • являться общей при реализации любых педагогических целей;
  • наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

Именно этим условиям отвечает педагогическая задача педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.

Единицей педагогического процесса можно считать лишь оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются на основе алгоритма, предполагающего прохождение четырех взаимосвязанных этапов, таких как:

  • анализ ситуации и постановка педагогической задачи;
  • проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий;
  • осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корректировку течения педагогического процесса;
  • анализ результатов решения.

Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных педагогических противоречий и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических противоречий. Последние являются, как правило, следствием ошибочных педагогических решений, консервативности традиционного педагогического мышления, отставания педагогической науки и приверженности стереотипам.

Наиболее общим (главным) внутренним противоречием объективного характера, определяющим движение педагогического процесса, является несоответствие реальных возможностей обучаемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества. Если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения обучаемого, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели.

Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, среднесрочных и
стратегических перспектив коллектива и отдельных обучаемых.

Главное противоречие конкретизируется рядом частных:

  • между общественными интересами и интересами личности;
  • между коллективом и личностью;
  • между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для
    их понимания;
  • между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-
    воспитательного процесса.

К субъективным противоречиям относятся следующие:

  • между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию,
    односторонностью педагогического процесса;
  • между отставанием процесса интеграции знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
  • между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;
  • между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками
    преимущественно на словесное воспитание;
  • между необходимостью духовного развития и ограниченностью возможностей школы;
  • между огромным воспитательным потенциалом содержания образования и его неэффективным использованием.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)