Основы педагогического общения

Общение – один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка.

Педагогическое общение – процесс взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и обучающимися, зависящий от цели и содержания их совместной деятельности и выполняющий три основные функции: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (стратегия взаимодействия) и перцептивную (восприятие и изучение).

В структуре педагогического общения выделяют несколько этапов (таблица 9).

Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического общения является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах.

Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От педагога требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.

Метод – совокупность способов осуществления взаимодействий педагога и обучающихся (таблица 10).

В организации правильного взаимопонимания в процессе педагогического общения существенную роль играет эмоциональная идентификация и эмпатия, которые связаны с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве в общении — сложная задача.

Задача эмоциональной идентификации (погружение, перенесение себя в пространство и время другого человека и усвоение его личностных смыслов) – адекватно понять его мысли и переживания ребенка, уметь эмоционально идентифицировать себя с ним, поставить себя на его место, что выступает в виде (рисунок 1).

Такие «технологические» приемы, как ярко выраженная готовность к общению, создание эмоционального настроя, проявление педагогического такта, владение культурой речи и др. будут эффективными только при наличии главного условия – интереса к педагогической профессии, любви к детям, взаимопонимании и взаимоуважении. Однако, часто педагог встает перед проблемой: как разрешить конфликт с обучающимися, родителями, коллегами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)