Оценка эффективности лидерского стиля

Согласно сторонникам мотивационной теории (А. Маслоу, Ф. Герцберг, В. Стоун, С. Митчел, С. Эвансидр.), эффективность лидерских действий зависит от того, как лидер воздействует на мотивацию последователей, их способность к эффективному выполнению работы и на их чувство удовлетворения от деятельности.

Ф. Фидлер в своем подходе к проблеме эффективности лидерства исходит из того, что есть адекватные ситуации стили лидерства. По мнению ученого, стиль лидерства соотносится с ситуативными переменными (причем каждая переменная получает строгое количественное выражение) таким образом, что наиболее благоприятная для лидера ситуация включает в себя хорошие отношения с последователями, хорошо разработанную задачу, сильную позицию лидера. Из этой предпосылки Ф.

Фидлер делает вывод, что ориентированный на задачу лидер более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях только умеренно благоприятных или умеренно неблагоприятных.

«Эффективный» стиль меняется в зависимости от ситуации, ни один стиль в отдельности не может считаться самым эффективным. Поэтому эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности.

Лидер-руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Управление должно быть адекватным, соответствующим особенностям организации, ее состоянию, перспективам развития, особенностям персонала.

Н. Макиавелли, говоря об эффективном лидерстве, выделил такие его принципы:

  • авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников;
  • подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них;
  • лидер должен обладать волей к выживанию;
  • лидер – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Эффективность лидера зависит от способности привлекать лучших людей, давать им побудительные мотивы для действия, а также понимать, что движет человеком и что снижает мотивацию. Эффективное лидерство заключается в том, чтобы действия сотрудников организации привести в соответствие с целями компании и добиться от подчиненных оптимальной эффективности в достижении целей.

Любая организация – это совокупность стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе общности черт и интересов индивидов, которые собираются в группы для совместного решения общих проблем. Лидер может осуществлять свою  деятельность с учетом особенностей групповых процессов или игнорировать их. В последнем случае он закономерно отказывается от наиболее эффективного способа решения стоящих перед ним задач. Только управляя процессами групповой динамики на всех уровнях, лидер обеспечивает возможности эффективной групповой деятельности и эффективность своего лидерства.

Групповая динамика – сложный и многоплановый процесс развития группы, изменения взаимоотношений между ее членами, а также мотивации, настроений, отношений и положения всех членов.

Эффективность лидерства в условиях групповой динамики определяется способностями лидера воспринять и удовлетворить специфические потребности группы на каждой стадии и выбрать стиль воздействия (модели поведения) в соответствии с готовностью членов группы подчиниться и выполнить задание. Эффективная групповая деятельность возможна лишь при гармоничном сочетании индивидуальных и групповых потребностей с обеспечением необходимых условий для выполнения задания. Даже небольшой опыт работы позволяет лидеру заметить различия подчиненных в проявлении склонности к определенному типу задания и реакции на усилия руководителя по контролю и обеспечению обратной связи.

Чтобы добиться успеха, лидер может опереться на разнообразный арсенал средств, выбрать различные методы и стратегии влияния.

Можно выделить следующие группы ресурсов:

  1. Средства влияния, не зависящие от конкретного человека, являющегося лидером, но связанные с его официальной позицией, ролью или положением в обществе. К ним относятся: законная власть, власть наказания и награды. При этом под наказанием и наградой понимаются достижение или лишение каких-то преимуществ в социальной иерархии, получение «материальных выгод», физическое насилие или отсутствие такового.
  2. Средства влияния, непосредственно связанные или зависящие от личности лидера. Можно сказать, что это влияние личности: ее качеств, ее поступков, ее биографии и т.п. Эти средства и основанное на них влияние являются самым важным в отношениях лидера и последователей.
  3. Влияние, осуществляемое с помощью конкретной речи или речей. Различные речи, произнесенные одним и тем же человеком, могут быть более или менее удачными, оказывать на слушателей большее или меньшее влияние.

Все виды влияния тесно связаны между собой, взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.

К личностным факторам относятся:

  • личные качества. Очевидно, что главным качеством лидера – является гибкое, нестандартное мышление, харизматические свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов и коллектив. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей:
  • проницательность – способность создавать привлекательную картину желаемого состояния дел, которая воодушевляет людей на действие;
  • коммуникативность – способность четко представлять свое видение ситуации таким образом, чтобы оно нашло поддержку у клиентуры и потребителей;
  • воодушевление – способность создавать структуру, которая использует энергию подчиненных для достижения желаемых результатов;
  • целеустремленность;
  • профессионализм.

К организационным факторам относятся следующие:

  • организационные способности – умение направлять деятельность групп, учиться на ошибках и использовать полученные из этого опыта знания для совершенствования деятельности организации:
  • эффективная система поощрений;
  • делегирование полномочий и ответственности.

Организационные факторы – это силы в организации, которые влияют на лидера, например, люди в группе, формальная власть, приданная  лидеру, характер задания. Взаимодействие этих факторов определяется тем, подходит лидер для какой-либо ситуации, так как установлено, что человек способен быть лидером далеко не во всех ситуациях. Влияние лидера на подчиненных зависит также от эффективности группы.

Социокультурные факторы проявляются в социальных ценностях и установках, приоритетах, национальных традициях, влияющих на деятельность организации. В каждой стране существуют представления об этичных методах ведения бизнеса, необходимых стандартах качества обслуживания, допустимых уровнях воздействия на окружающую среду.

Готовность к риску подразумевает:

  • настойчивость – способность идти выбранным курсом, несмотря на препятствия, встречающиеся на пути;
  • умение первым принять на себя удар, первым взяться за решение проблемы и первым обнаружить возможные затруднения.

Лидер должен подталкивать людей к новым и новым вопросам, поощрять стремление к инновациям.

Результативность группы на наш взгляд проявляется в следующем:

  • удовлетворенности результатом;
  • высокий уровень выполнения работы;
  • своевременность выполнения работы.

Мастерство лидера, особенности задачи и навыки каждого из работников прямо влияют на достижения группы. Влияние лидера на подчиненных служит катализатором при выполнении задания группой, и по мере повышения результативности группы влияние на нее лидера также возрастает.

Следующий важный параметр – подготовка квалифицированных последователей и преемников, для достижения ими общих организационных целей:

  • лидеры обучают, наставляют и поддерживают своих последователей;
  • вдохновляют последователей на приложения максимума усилий для выполнения задания проекта;
  • практически-деятельную форму воздействия, проявляющуюся в том, что организатор сам показывает, как выполнить дело, которое он поручает другим, начинает его, включается в него в трудные минуты, действует личным примером;
  • умение наделять последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели.

Лидеры, достигая своих целей, не просто используют своих последователей, но и обучают их, стремясь превратить их из последователей в самостоятельно мыслящих лидеров. При этом лидеры рассматривают собственное научение и обучение других как одну из своих основных функций и используют для этого любые возможности.

Выращивая и воспитывая своих собственных лидеров, компания дает сотрудникам с высоким потенциалом возможность приобретать новые навыки и умения, принимать на себя большую ответственность и, следовательно, ощущать свою важность для организации и продвигаться вверх по карьерной лестнице.

Взаимодействие всех факторов повышает возможности, обеспечивает эффективную внешнюю поддержку, связывает рабочую среду с целями организации.

Требования к лидеру в сегодняшней организации претерпевают значительные изменения, и они необычайно высоки, а на лидерство делается большая ставка. Группа следует за лидером, прежде всего, потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление.

Таким образом, лидерство, создает такие условия, которые позволяют получить оптимальные результаты. В задачи лидеров входит выработка согласованных целей развития, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения отдельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом. Практическое значение проблемы лидерства связано с поиском оптимальных форм руководства и управления социальными процессами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)