Отрасли прокурорского надзора

Как следует из содержания п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, функция надзора является неоднородной, она делится на подфункции, именуемые отраслями прокурорского надзора.

Отрасль прокурорского надзора – это обособленное направление надзорной деятельности прокуратуры, характеризующееся наличием самостоятельного предмета надзора и специфических полномочий прокурора (метода надзора).

Формальным признаком отрасли является ее регламентация в специальной главе Закона о прокуратуре. В пункте 2 статьи 1 Закона о прокуратуре названы пять разновидностей надзорной функции, однако только три из них обладают признаками отрасли прокурорского надзора.

1. Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями («общий надзор»).

Данная отрасль охватывает:

  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеперечисленными субъектами, поскольку у данного направления надзора отсутствует особый предмет (нарушение права и свобод – частный случай нарушения закона) и специфический метод (полномочия прокурора, перечисленные в ст. 22 и 27 Закона о прокуратуре, практически ничем не отличаются);
  • надзор за исполнением законов судебными приставами, поскольку у данного направления надзора отсутствует специальная законодательная регламентация.

2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие («надзор за следствием, дознанием и ОРД», «следственный надзор»).

3. Надзор за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание и применяющими назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу («надзор за исполнением наказаний и иных мер принуждения», «пенитенциарный надзор»). Последние две отрасли являются специальными по отношению к общему надзору.

Их выделение обусловлено спецификой предмета надзора:

  • закрытостью соответствующих общественных отношений;
  • наличием существенных ограничений прав и свобод человека.

Это требует особых методов прокурорского надзора: прокурору предоставляются полномочия властнораспорядительного характера в отношении поднадзорных органов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)