Отношение осужденных к труду в целом и к трудоустройству в исправительном учреждении

Проблема отношения осужденных к труду и трудоустройству в исправительном учреждении носит сложный, комплексный характер, требуя соответствующего комплексного подхода к своему решению. В соответствии с этим, наше пособие с необходимостью затрагивает предметные сферы многих иных отраслей психологии (общей, социальной, юридической, клинической, организационной психологии и др.), а также иных научных дисциплин (педагогики, экономики, истории, культурологии и др.).

Для реализации такого подхода нам понадобились соответствующие теоретико-методологические основания, к которым относятся:

  • общепсихологические методологические подходы к изучению психических явлений:
  • комплексный, развитый в работах Б. Г. Ананьева, В. М. Бехтерева, И. В. Гайдамашко, С. Л. Кандыбовича, М. Ф. Секача и др.;
  • системный, развитый в работах А. Я. Анцупова, Б. Ф. Ломова и др.;
  • субъектно-деятельностный, развитый в работах Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна и др.;
  • психологическая теория деятельности, развитая в работах А. Н. Леонтьева, Ю. К. Стрелкова и др.;
  • общепсихологические концепции:
  • концепции психологического отношения, развитые в работах Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского, Е. В. Левченко, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др.;
  • концепции личности и межличностного взаимодействия, развитые в работах Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. Я. Анцупова, С. Л. Ленькова, Н. И. Леонова, А. Н. Леонтьева, В. И. Моросановой, К. К. Платонова, В. Н. Футина, А. И. Шипилова и др.;
  • концепции потребностно-мотивационной сферы личности, развитые в работах Е. П. Ильина, А. Н. Сударика, С. Н. Федотова, А. Маслоу и др.;
  • концепции ценностно-смысловой сферы личности, развитые в работах Д. А. Леонтьева, Н. А. Фоминой, В. Франкла, Э. Фромма и др.;
  • концепции психологии труда:
  • концепции профессиональной деятельности, развитые в работах Е. П. Ильина, А. В. Карпова, Е. А. Климова, С. Л. Ленькова, О. Г. Носковой, Е. Ю. Пряжниковой, Н. С. Пряжникова, Н. Е. Рубцовой, Ю. К. Стрелкова, В. А. Толочека, А. И. Шипилова и др.;
  • концепции профессионального самоопределения и развития, развитые в работах А. Н. Глушко, Л. А. Головей, Е. А. Климова, С. Л. Ленькова, Ю. П. Поваренкова, Н. С. Пряжникова, Н. Е. Рубцовой, А. Н. Сухова и др.;
  • концепции профессиональной пригодности, развитые в работах В. А. Бодрова, Е. А. Климова и др.;
  • концепции профессионализма и субъекта труда, развитые в работах В. Г. Зазыкина, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л. Е. Солянкиной и др.;
  • концепции трудовой мотивации, развитые в работах Е. П. Ильина, Н. С. Пряжникова, X. Хекхаузена и др.;
  • психологические концепции социализации и социально-психологической адаптации, развитые в работах Г. М. Андреевой и др.; концепции психологической безопасности и психологического здоровья, развитые в работах И. В. Гайдамашко, А. И. Донцова, В. Г. Зазыкина, М. Ф. Секача и др.;
  • сихологические и психолого-педагогические подходы к работе с осужденными в исправительных учреждениях, посвященные:
  • ресоциализации и социальной адаптации, развитые в работах В. Г. Бовина, О. Г. Ананьева, H. A. Андреевой, Е. А. Антонян, И. В. Дворянскова, М. Г. Дебольского, О. Н. Ежовой, Э. В. Зауторовой, А. А. Истомина Б. Б. Казака, Т. В. Казак, П. Н. Казберова, О. А. Майорова, К. К. Платонова, Д. В. Сочивко, А. Н. Сухова, А. И. Ушатикова, В. И. Ушатикова, А. И. Шипилова, В. В. Яковлева, H. Stringer и др.;
  •  образованию, профориентации и формированию трудовых навыков, развитые в работах А. В. Барышевой, Я. С. Ивасенко, Л. В. Царьковой и др.;
  • организации трудовой деятельности и формированию трудовой мотивации, развитые в работах Е. А. Антонян, Ю. М. Антоняна, К. Р. Варелджян, А. Ф. Федорова, E. Hatton, G. Hopkin, R. Peled-Laskov и др.

В качестве целесообразных исследовательских методов мы использовали следующие:

  • общепсихологические методы: теоретический анализ и синтез, систематизация, обобщение, классификация; психодиагностика, моделирование, статистический анализ данных, формирующий эксперимент;
  • методы психологии труда: анализ документации (в частности, нормативных документов, регламентирующих трудовую занятость осужденных в исправительном учреждении, а также документации исправительного учреждения, связанной со сведениями об осужденных и данными по их трудоустройству); анкетирование (с применением специальной анкеты для общей диагностики осужденных); экспертная оценка эффективности трудовой деятельности осужденных.

Важную роль в методическом обеспечении пособия играл также статистический анализ собранных эмпирических данных.

В рамках такого анализа в нашем пособии применялись:

  • переменные, соответствующие разным типам измерительных шкал – интервальной, ранговой и номинальной;
  • факторный, дисперсионный, корреляционный анализ; методы проверки статистических гипотез (Манна-Уитни, Краскела-Уолиса и др.);
  • методы оценки значимости влияния (частичная эта-квадрат и др.) и классификации размеров эффекта.

Опираясь на рассмотренные основания, перейдем к теоретическому описанию психологии отношения осужденных к труду. В отечественной психологической и педагогической литературе, посвященной трудовой (в первую очередь, профессиональной) деятельности, формированию субъекта труда и профессиональному развитию, одной из широко применяемых цитат является следующая мысль А. П. Чехова: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходимым. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

Эта же мысль, справедливо акцентирующая внимание на фундаментальной роли труда в жизни каждого человека, часто цитируется и в литературе, посвященной работе с осужденными. Однако при этом, как правило, не упоминается следующее обстоятельство: Чехов во многих своих произведениях и письмах четко показывает, что существуют качественно разнородные формы труда. Так, он ярко описывает характерный для имевшихся тогда исторических условий тяжелый подневольный труд фабричных рабочих.

Более того, про свой собственный труд – свободный, по сравнению с рабочими и крестьянами, и значительно более интеллектуальный (писательский и врачебный) – Чехов писал, что в определенный период у него «была масса форсированной работы, но не было ни одной минуты серьезного труда (выделено нами – авторы)».

Таким образом, Чехов выделяет «серьезный» труд, соответствующий самореализации личности, и труд вынужденный («форсированная работа»), которым человек вынужден заниматься исключительно по внешней необходимости, а не в силу своих собственных устремлений и склонностей.

Аналогичную позицию по дифференциации качественно разных видов труда занимают многие ученые, в том числе, в сфере психологи труда. Например, А. К. Маркова выделяет виды труда, отражающие личностную и профессиональную зрелость человека и варьирующие от «труда по самообслуживанию» до профессионального производительного труда и (на высшем уровне) творческого производительного труда.

Какие же из этих форм или видов труда доступны такой специфической категории людей, как осужденные, отбывающие уголовные наказания (заметим, иногда за весьма тяжкие преступления, а также с проявлением особо опасных рецидивов, а иногда – осужденные впервые за преступления небольшой степени тяжести) в исправительных учреждениях?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, заметим, что, например, А. П. Чехов на основе длительного личного общения с каторжанами и ссыльно-поселенцами описывает их труд как осуществляемый в невыносимо тяжких условиях, унижающий человеческое достоинство и сопровождающийся жестокими телесными наказаниями, возмутительным бесчинством и произволом тюремной администрации.

Интересно
Казалось бы, все эти наблюдения великого писателя относятся уже к далекому историческому прошлому, а сегодня, в начале третьего десятилетия XXI века ситуация должна коренным образом измениться, по крайней мере, в наиболее развитых, цивилизованных странах. Но почему же тогда заключенные, например, в американских тюрьмах поднимают бунты и устраивают забастовки против «современного рабства (modern slavery)»?

Подобные негативные явления, связанные с тяжелыми условиями труда и содержания осужденных, нарушениями со стороны администрации и т.п., иногда проявляются и в отечественной пенитенциарной системе, что хорошо известно специалистам. Они не остаются без внимания, по каждому из них принимаются соответствующие меры.

Многое делается и планируется сделать для совершенствования всей системы исполнения наказаний и той ее части, которая связана с организацией трудовой деятельности осужденных, в перспективном, стратегическом плане. Отметим также, что не менее серьезные проблемы (пусть и в чем-то отличающиеся) пенитенциарной системы встречаются и в других странах: так, в США отмечаются серьезные проблемы с эффективностью ресоциализации осужденных.

Таким образом, организация труда осужденных в исправительном учреждении на практике связана со множеством сложнейших проблем – экономических, правовых, организационных, технических, а главное – психологических.

В частности, отношение осужденных к труду в исправительном учреждении является важной психологической детерминантой поведения, деятельности и развития, которую с объективной необходимостью следует учитывать при построении теоретических моделей ресоциализации, уменьшения рецидивной преступности, формирования трудовых навыков, мотивации и успешности трудовой деятельности во время нахождения в исправительном учреждении и др.

Подобные исследования, рассматривавшие при этом отношение к труду с разнородных теоретических позиций, выполнялись на протяжении длительного времени в работах многих отечественных и зарубежных психологов (в рамках юридической психологии, пенитенциарной психологии, педагогической психологии, медицинской и клинической психологии) и иных специалистов, а также психологической и юридической практики – как в эпоху Советского Союза и ранее, так и в период после образования современной России.

Обобщая и дополняя результаты подобных исследований, приходим к выводу, что отношение к труду осужденных, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях, представляет собой сложное, интегративное, многопризнаковое психологическое свойство, представляющее собой функциональную систему, детерминирующую разнородные внутрисубъектные и внутриличностные, межсубъектные и межличностные, поведенческие и иные проявления, связанные с активностью человека по отношению к сфере труда. При этом отношение к труду в целом для осужденного, в общем случае, не тождественно отношению к труду и трудоустройству непосредственно в исправительном учреждении.

С другой стороны, эти два вида отношения являются тесно связанными, что особенно отчетливо проявляется в крайних, полярных случаях – четкого положительного отношения или, наоборот, явно выраженного и резко отрицательного.
Чтобы понять истоки такой связи и, одновременно, проявления расхождений между отношением осужденного к труду в целом и к труду в исправительном учреждении, целесообразно выявить психологическую структуру отношения осужденных к труду.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)