Методы общей и специальной диагностики осужденных

При организации психологической работы с осужденными, ориентированной на формирование позитивного отношения к труду и трудоустройству в исправительном учреждении, целесообразно, во-первых, использовать ряд методов, получивших широкое распространение в современной психологии труда: анализ документации, анкетирование, психодиагностики, моделирование, экспертная оценка.

Интересно
Анализ документации применяется здесь для выявления социальных, демографических и иных характеристик осужденных с помощью анализа личных дел, другой документации исправительного учреждения (приговоры суда, характеристики, паспорта, документы об образовании и др.). Анкетирование целесообразно проводить с помощью «Анкеты для общей социальной и психологической диагностики осужденных».

Данная анкета содержит множество вопросов, направленных на выявление социальных, демографических, социально-психологических и иных особенностей осужденных, в том числе, их представлений, ценностей, смыслов, потребностей, мотивов. Кроме того, она включает ряд вопросов, направленных на выявление отношения осужденных к труду и трудоустройству в исправительном учреждении.

Анкета включает вопросы, касающиеся различных сфер жизнедеятельности осужденных (труда, образования, воспитания, семьи и др.), социальных представлений, оценок и самооценок личных качеств осужденных, испытываемых в исправительном учреждении психологических состояний и др.

Разработка данной анкеты была проведена в соответствии с рекомендациями по применению метода анкетирования в психологии. Психодиагностику целесообразно выполнялась с помощью батареи методик, подобранной для решения задач нашего исследования, а также разработанной в ходе исследования методики «Шкала отношения осужденных к труду (ШООТ)». Использование данных методик позволяет выполнить все основные требования, предъявляемые к методу психодиагностики.

Метод моделирования был применен при создании психологической модели отношения к труду и трудовой занятости осужденных в исправительном учреждении, обобщающей основные результаты эмпирического исследования и создающей необходимую основу для организации формирующего эксперимента.

Экспертную оценку можно использовать для оценивания эффективности труда осужденных. Такое оценивание следует проводить с соблюдением основных требований к данному методу и, в частности, требования компетентности экспертов.

В связи с этим, например, экспертами выступили представители администрации и персонала исправительных учреждений, на базе которых проводился эксперимент, хорошо знакомые с оцениваемой трудовой деятельностью осужденного:

  • начальники отрядов отдела воспитательной работы с осужденными;
    сотрудники психологической лаборатории исправительного учреждения (старшие психологи, психологи);
  • сотрудники группы социальной защиты осужденных (старший специалист, либо специалист);
  • оперуполномоченные оперативного отдела, являющиеся членами совета воспитателей отряда и закрепленные за теми отрядами, из которых были оцениваемые осужденные;
  • дежурные инспекторы по производственной зоне отдела безопасности, осуществляющие контроль за деятельностью осужденных в бригадах;
    инженеры по организации и нормированию труда центров трудовой адаптации.

Все эксперты имели высшее образование и стаж работы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы более 3 лет. В основном экспертами выступили мужчины, которые имеют возможность передвигаться по производственным объектам исправительного учреждения без сопровождения. Мотивация экспертов обеспечивалась их профессиональным интересом к проблеме формирования такого отношения к труду, которое создаст предпосылки к ресоциализации осужденного.

По завершению экспертного оценивания, данные отдельных экспертов по каждому испытуемому усреднялись, и этот показатель использовался в качестве оценки эффективности искомого труда. Первоначально планировалось, чтобы труд каждого осужденного оценивало 15 экспертов, но в итоге по различным объективным причинам количество экспертов, оценившим трудовую деятельность конкретного осужденного, варьировало в пределах от 5 до 9 человек.

В рамках применения метода психодиагностики для общей диагностики осужденных целесообразно применять следующие, рассматриваемые далее методики, имеющие обоснованную надежность и валидность и дополнительно проверенные в ходе нашего эмпирического исследования:

  1. «Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ)» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной. Данный тест имеет глубокие исторические корни. Как отмечают его авторы, он разработан в результате модификации «Опросника терминальных ценностей» И. Г. Сенина (1991) который, в свою очередь, основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей. Тест включает 112 пунктов, представляющих 15 шкал, в числе которых 8 шкал терминальных ценностей, 6 шкал жизненных сфер и шкала достоверности. Тест прошел психометрическую проверку, в ходе которой обоснованы его критериальная и конструктная валидность, высокая надежность по внутренней согласованности, удовлетворительная ретестовая надежность; представлена ориентировочные нормы, дифференцированные по полу и возрасту.
  2. Тест «Смысложизненные ориентации (СЖО)». Данный тест представляет собой русскоязычную адаптацию и модификацию опросника «Purpose-in-Life Test, PIL» – «Цель в жизни», разработанного и впервые использованного в диагностической практике Джеймсом Крамбо и Леонардом Махоликом. Тест включает 20 пунктов, представляющих 5 шкал («Цели жизни», «Процесс жизни» и др.) и общую, интегральную шкалу «Осмысленность жизни». При изучении отношения к труду осужденных тест позволяет установить наличие, либо отсутствие представлений о смысле и значении своей жизни, определить характерные личностные особенности осознаваемой позиции субъекта отношения к жизни. В литературе отмечено, что данный тест обладает валидностью и надежностью.
  3. Опросник «Оценка уровня притязаний (ОУП)» В. К. Гербачевского. Данный опросник позволяет провести диагностику компонентов мотивационной структуры личности. Опросник включает 42 пункта, представляющие 15 шкал («Внутренний мотив», «Познавательный мотив» и др.).
  4. Тестовая методика «Тип поведенческой активности (ТПА)» Л. И. Вассермана, Н. В. Гуменюка, разработанная на основе опросника «Jenkins Activity Survey (JAS)» в НИПНИ им. Бехтерева. Методика позволяет провести диагностику типа поведенческой активности. Тест-опросник включает 61 пункт, по результатам ответов на которые испытуемого относят к одному из пяти типов поведенческой активности.
  5. «Методика изучения структуры темперамента (МИСТ) Я. Стреляу» представляет собой русскоязычную адаптацию Н. Н. Даниловой, А. Г. Шмелева опросника «Pavlovian Temperament Survey, PTS» (Павловский опросник темперамента), созданного польским психологом Яном Стреляу (Jan Strelau) на основе собственной регулятивной теории темперамента. Опросник включает 134 пункта, представляющие три шкалы («Сила процессов возбуждения», «Сила процессов торможения», «Подвижность нервных процессов»), на основании которых рассчитывается еще один показатель – «Уравновешенность по силе». Опросник прошел психометрическую проверку, в ходе которой обоснованы его валидность и высокая надежность по внутренней согласованности. Помимо рассмотренных выше вербальных методик, целесообразно использовать также две невербальные, проективные методики.
  6. «Методика цветовых метафор (МЦМ)» И. Л. Соломина является модификацией широко известной проективной методики «Цветовой тест отношений (ЦТО)», авторы Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд. Методика МЦМ позволяет осуществлять диагностику скрытых мотивов, побудительных механизмов к тому или иному виду деятельности.

Алгоритм применения методики предусматривает три этапа:

  • определение цветопредпочтения с помощью 8-ми стандартных цветовых карточек из «Цветового теста Люшера»;
  • ассоциативное соотнесение цветов из теста Люшера с предлагаемыми понятиями, ситуациями и т.д.;
  • сравнение результатов 1-го и 2-го этапов и определение отношения к предлагаемым понятиям, ситуациями и т.д., измеренного в баллах от 1 (наименьшее предпочтение) до 8 (наибольшее предпочтение). Например, в рамках нашего исследования для применения методики МЦМ использовался список из 34-х понятий, относящихся к сферам труда, образования, семьи и др. Как и для большинства проективных тестов, обоснование валидности методики цветовых метафор остается дискуссионным. Вместе с тем, например, в учебнике по общей психодиагностике на основании совокупности полученных данных по результатам проводимых экспериментов подтверждается валидность методики ЦТО, которая, как отмечено выше, стала прототипом для разработанной методики цветовых метафор.

7. «Цветовой тест Люшера» (М. Люшер), известный также как «Метод цветовых выборов Люшера», является классической, очень широко известной проективной методикой, на протяжении многих лет применяемой в разнородных психологических исследованиях.

Особенностью данного теста является то, что он не провоцирует реакций защитного характера и направлен на выявление не только осознанного, субъективного отношения испытуемого к цветовым эталонам, но также неосознанных реакций на них. Данный тест использовался в качестве вспомогательного средства для применения двух других методик: «Шкалы отношения осужденных к труду (ШООТ)» и «Методики цветовых метафор (МЦМ)». При этом использовались цветовые карточки, представляющие стандартный набор цветов теста Люшера.

Для специальной диагностики осужденных, направленной непосредственно на выявление их отношения к труду, целесообразно применять методику «Шкала отношения осужденных к труду (ШООТ)». Данная методика разработана С. Л. Леньковым, Н. Е. Рубцовой, Б. В. Александровым в качестве инструмента специальной психологической диагностики осужденных, отбывающих уголовное наказание в исправительных учреждениях.

Методика предназначена для диагностики психологических характеристик отношения к труду у взрослых осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Разработана на основе авторской анкеты «Анкета для изучения отношения осужденных к труду и трудоустройству в исправительном учреждении», представленной в приложении А, а также двух известных психодиагностических методик, представленных выше: личностного опросника В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной «Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ)», из которого используются модификации ряда заданий шкал жизненных сфер «Профессиональная деятельность» и «Обучение и образование»; проективного теста «Методики цветовых метафор» И. Л. Соломина, по методологии которого оцениваются понятия «Образование», «Знания» и «Профессия».

На основе этого инструментария был сформирован исходный набор из 65 заданий, относящихся к следующим типам:

  • 22 задания были различными вариантами вопросов из «Анкеты» для осужденных;
  • 32 задания были модификацией заданий опросника МТЖЦ;
  • 11 заданий соответствовали подходу методики МЦМ, включая различные варианты оценивания ассоциаций с понятиями «Труд», «Моя работа», «Профессия», «Образование» и «Знания». В ходе проверки на пилотных выборках были отобраны задания, способствующие улучшению факторной структуры и повышению надежности шкалы и ее субшкал.

Среди исключенных заданий оказались:

  • оценки ассоциаций с понятиями «Труд» и «Моя работа»;
  • 27 вопросов опросника МТЖЦ;
  • вопросы «Анкеты» относительно желания работать в исправительном учреждении и после освобождения, желаемой сферы работы, престижности разных профессий и др. В результате в итоговом варианте методики осталось 16 заданий.

Методика в целом представляет собой шкалу, характеризующую общее (интегральное) отношение к труду, которое и формируется на основе выделенных субшкал, позволяющих прояснить различные значимые аспекты отношения осужденных к труду. Концептуальными основаниями методики стали представления о психологической структуре отношения осужденных к труду, развитые в процессе данного исследования.

В соответствии с этим, методика содержит три субшкалы:

  • шкала 1 «Позитивный опыт труда и трудоустройства»;
  • шкала 2 «Образование и квалификация»;
  • шкала 3 «Восприятие труда и профессионализма как социальных ценностей».

В целом методика включает 16 пунктов (по 5 пунктов на каждую шкалу, плюс один вспомогательный пункт, необходимый для калибровки используемых цветовых оценочных шкал и соответствующий цветовому выбору теста Люшера). Психометрическая проверка методики выполнена на выборке осужденных мужского пола, отбывающих наказание в исправительных учреждениях ФСИН России (N = 195). Обоснованы ее критериальная и конструктная (в том числе, факторная, дискриминантная и конвергентная) валидность. Надежность по внутренней согласованности (альфа Кронбаха) для шкалы составила 0,75, а для субшкал, соответственно, 0,74, 0,71 и 0,86.

Надежность по внутренней согласованности при половинном расщеплении теста (коэффициент Спирмена-Брауна при неравной длине половин) для шкалы составила 0,82, а для субшкал – 0,77, 0,74 и 0,87. Ретестовая надежность определена на подвыборке (n = 176) исходной выборки с помощью коэффициента корреляции Пирсона между показателями «тест – ретест» (при ретестовом интервале от 1 до 2 месяцев) и составила (при p < 0.01) 0,77 для шкалы, а для субшкал – 0,81, 0,69 и 0,73.

Таким образом, методика обладает обоснованной критериальной и конструктной (в том числе, факторной, дискриминантной и конвергентной) валидностью, а также удовлетворительными показателями надежности (в том числе, надежности по внутренней согласованности и ретестовой надежности), превосходящими показатели надежности многих известных личностных опросников и, тем более, проективных тестов. Методика ШООТ является новой и не имеет прямых аналогов в отечественной и зарубежной психологической литературе.

Подчеркнем также принципиальную важность того, что методика определяет отношение осужденного к труду в целом, а не только к труду непосредственно в исправительном учреждении. Методика ШООТ имеет комплексный, интегративный характер, объединяя возможности проективных тестов, личностных опросников и биографического метода.

В то же время, содержательно она ориентирована, в первую очередь, на изучение всеми указанными методами специфического интегрального личностного свойства «отношение к труду». В практическом плане специфика методики определяется, в первую очередь, тем, что она непротиворечиво объединяет разнородные, по сути, психодиагностические инструменты.

Так, из 16 пунктов методики: 4 пункта относятся к проективным тестам цветового выбора; при этом пункт 1 является калибровочным и задает исходную диспозицию для оценок содержательных выборов; 7 пунктов содержат личностные вопросы; 5 пунктов представляют автобиографический метод. Методы каждой из этих групп, в принципе, используются как в пенитенциарной психологии, так и в психологии труда, но их применение в рамках единой методики является нестандартным.

Вместе с тем, с учетом прикладной цели ее создания и специфики целевой аудитории, такой подход оправдан. Многие осужденные, особенно, рецидивисты, не склонны к искренним ответам на вопросы личностного плана и нередко предоставляют искаженную, «фантазийную» интерпретацию.

Подобные риски в определенной мере нивелирует применение двух других методов – проективного и биографического. С другой стороны, использование блока личностных вопросов дает возможность высказаться той части осужденных, для которых отношение к труду является осмысленным и не скрывается.

Биографический метод является более объективным, фиксируя реальные поступки и факты, характеризующие конструктивное отношение к труду. Вместе с тем, у человека может не быть подобных достижений не из-за отношения к труду, а в силу юного возраста или иных жизненных обстоятельств.

В таких ситуациях ограниченность биографического метода может нивелироваться применением личностного и проективного блоков. Наконец, проективный метод призван выявлять латентные, бессознательные паттерны отношения к труду, но обладает меньшей надежностью и подвержен влиянию неосведомленности, отсутствия личного опыта и т.п. Таким образом, интегративное сочетание трех указанных методов является взаимодополняющим и в силу этого может обеспечить методике определенные преимущества по сравнению с ее возможными «монометодными» аналогами. Для применения методики требуются бланк с заданиями, а также стандартный набор из восьми цветовых карточек теста Люшера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)