Психологическая модель труда и трудоустройства осужденных в исправительном учреждении
Метод моделирования является частью системного подхода. Для разработки искомой психологической модели еще одним важным ориентиром был комплексный подход, учитывающий при психологическом исследовании какого-либо феномена необходимость всестороннего и детального изучения его различных, не только психологических, но и внешнепредметных (поведенческих и иных) проявлений, например, в нашем случае, таких как контролируемые переменные (число судимостей и др.), попавшие в состав предикторов рассматриваемых целевых ориентиров (отношения к труду, желания трудоустройства, трудоустройства, эффективности труда), характеризующих труд и трудовую занятость осужденного в исправительном учреждении.
Структурными элементами психологической модели отношения осужденных к труду и трудоустройству в исправительном учреждении являются отношение к труду в целом и отдельные составляющие его психологической структуры, а также определенные внешние и внутренние предикторы, обуславливающие отношение к труду, трудоустройство и эффективность труда в исправительном учреждении.
Эти предикторы включают такие внешние (социальные и др.) факторы, как возраст, количество судимостей, срок осуждения и др., а также такие внутренние (психологические) факторы, как определенные ценностные, смысловые, мотивационные и регулятивные свойства. Графическая иллюстрация психологической модели отношения к труду и трудовой занятости осужденных в исправительном учреждении показана на рисунке 2.
Важно подчеркнуть, что наша модель не сводится только к этому рисунку – она систематизирует и обобщает все основные результаты исследования. Так, наша модель имеет системный характер: отношение к труду выступает в ней в качестве психической системы и, соответственно, имеет определенную структуру, которая включает компоненты: «Позитивный опыт труда и трудоустройства», «Образование и квалификация», «Восприятие труда и профессионализма как социальных ценностей».
Все эти компоненты являются в функциональном плане интегративными, объединяя в качестве единого целого когнитивные, аффективные и потребностно-мотивационные проявления психологического конструкта «отношение», которые выделял В. Н. Мясищев.
Модель включает три последовательных нормативных этапа, которые должен проходить осужденный в рамках ресоциализации в исправительном учреждении с помощью вовлечения в трудовую деятельность:
- формирование соответствующего, позитивного отношения к труду в целом (а не только в исправительном учреждении),
- возникновение у осужденного желания работать в ИУ,
- трудоустройство в ИУ и выполнение трудовой деятельности с заданным уровнем эффективности.
Для каждого из этих этапов были выявлены психологические предикторы (из сфер ценностей, смыслов, мотивов и др.), а также некоторые внешние предикторы, оказывающие отрицательное влияние (например, срок осуждения, количество судимостей и др.).
При этом были выявлены психологические типы осужденных по отношению к труду и трудовой занятости в исправительном учреждении, которые, во-первых, имеют глубокую специфику по ценностной, смысловой и мотивационной сферам личности, а также показателям активности, основанной на свойствах нервной системы, во-вторых, входят в состав самых сильных предикторов для всех рассматриваемых целевых показателей труда и трудоустройства (отношения к труду, желания трудоустройства, фактического трудоустройства и эффективности выполняемой в ИУ трудовой деятельности). Данные типы также показаны на рисунке 2.
Модель создавалась, в первую очередь, с практико-ориентированными целями и поэтому призвана, в первую очередь, определить целевые «мишени» психологической работы с осужденными, направленной на улучшение отношения к труду, повышение трудовой занятости (в виде, сначала, повышения доли желающих трудиться, а затем и доли реально трудоустроенных в ИУ), увеличение эффективности труда в исправительном учреждении, улучшении показателей ресоциализации в период нахождения в исправительном учреждении. На одном рисунке показать все это оказалось сложно, но эта часть модели представлена ниже в виде табл. 2.
Таким образом, были выделены некоторые корректируемые предикторы отношения к труду, желания трудоустройства, трудоустройства и эффективности труда в исправительном учреждении (таблица 2).
Заметим, во-первых, что здесь не фигурируют некорректируемые предикторы, такие как контролируемые переменные или свойства нервной системы, во-вторых, слишком обобщенные латентные факторы. В-третьих, были отобраны такие предикторы, для которых предполагали реальные способы воздействия в ходе психологической работы с осужденными.
Проверка адекватности построенной модели была выполнена в рамках специально организованного формирующего эксперимента, результаты которой подтвердили предполагаемые данной моделью взаимосвязи и влияния.
- Комплексная программа формирования положительного отношения осужденных к труду и трудоустройству
- Методы общей и специальной диагностики осужденных
- Психологические характеристики осужденных и их отношения к труду и трудоустройству
- Психологический контекст отношения осужденных к трудоустройству в исправительном учреждении
- Психологические типы осужденных по отношению к труду и трудовой занятости
- Психологическая структура отношения осужденных к труду
- Отношение осужденных к труду в целом и к трудоустройству в исправительном учреждении
- Психологическое понятие отношения к труду в контексте труда осужденных
- Отношение как психологическая категория
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу