Психологическая модель труда и трудоустройства осужденных в исправительном учреждении

Метод моделирования является частью системного подхода. Для разработки искомой психологической модели еще одним важным ориентиром был комплексный подход, учитывающий при психологическом исследовании какого-либо феномена необходимость всестороннего и детального изучения его различных, не только психологических, но и внешнепредметных (поведенческих и иных) проявлений, например, в нашем случае, таких как контролируемые переменные (число судимостей и др.), попавшие в состав предикторов рассматриваемых целевых ориентиров (отношения к труду, желания трудоустройства, трудоустройства, эффективности труда), характеризующих труд и трудовую занятость осужденного в исправительном учреждении.

Интересно
Основываясь на положении о системной детерминации психических явлений, будем рассматривать отношение осужденных к труду как сложное психологическое образование, оказывающее влияние (как было показано выше) на желание трудоустройства и трудоустройство в исправительном учреждении, а также на эффективность выполняемого там труда.

Структурными элементами психологической модели отношения осужденных к труду и трудоустройству в исправительном учреждении являются отношение к труду в целом и отдельные составляющие его психологической структуры, а также определенные внешние и внутренние предикторы, обуславливающие отношение к труду, трудоустройство и эффективность труда в исправительном учреждении.

Эти предикторы включают такие внешние (социальные и др.) факторы, как возраст, количество судимостей, срок осуждения и др., а также такие внутренние (психологические) факторы, как определенные ценностные, смысловые, мотивационные и регулятивные свойства. Графическая иллюстрация психологической модели отношения к труду и трудовой занятости осужденных в исправительном учреждении показана на рисунке 2.

Важно подчеркнуть, что наша модель не сводится только к этому рисунку – она систематизирует и обобщает все основные результаты исследования. Так, наша модель имеет системный характер: отношение к труду выступает в ней в качестве психической системы и, соответственно, имеет определенную структуру, которая включает компоненты: «Позитивный опыт труда и трудоустройства», «Образование и квалификация», «Восприятие труда и профессионализма как социальных ценностей».

Все эти компоненты являются в функциональном плане интегративными, объединяя в качестве единого целого когнитивные, аффективные и потребностно-мотивационные проявления психологического конструкта «отношение», которые выделял В. Н. Мясищев.

Модель включает три последовательных нормативных этапа, которые должен проходить осужденный в рамках ресоциализации в исправительном учреждении с помощью вовлечения в трудовую деятельность:

  • формирование соответствующего, позитивного отношения к труду в целом (а не только в исправительном учреждении),
  • возникновение у осужденного желания работать в ИУ,
  • трудоустройство в ИУ и выполнение трудовой деятельности с заданным уровнем эффективности.

Психологическая модель труда и трудоустройства осужденных в исправительном учреждении

Для каждого из этих этапов были выявлены психологические предикторы (из сфер ценностей, смыслов, мотивов и др.), а также некоторые внешние предикторы, оказывающие отрицательное влияние (например, срок осуждения, количество судимостей и др.).

При этом были выявлены психологические типы осужденных по отношению к труду и трудовой занятости в исправительном учреждении, которые, во-первых, имеют глубокую специфику по ценностной, смысловой и мотивационной сферам личности, а также показателям активности, основанной на свойствах нервной системы, во-вторых, входят в состав самых сильных предикторов для всех рассматриваемых целевых показателей труда и трудоустройства (отношения к труду, желания трудоустройства, фактического трудоустройства и эффективности выполняемой в ИУ трудовой деятельности). Данные типы также показаны на рисунке 2.

Модель создавалась, в первую очередь, с практико-ориентированными целями и поэтому призвана, в первую очередь, определить целевые «мишени» психологической работы с осужденными, направленной на улучшение отношения к труду, повышение трудовой занятости (в виде, сначала, повышения доли желающих трудиться, а затем и доли реально трудоустроенных в ИУ), увеличение эффективности труда в исправительном учреждении, улучшении показателей ресоциализации в период нахождения в исправительном учреждении. На одном рисунке показать все это оказалось сложно, но эта часть модели представлена ниже в виде табл. 2.

Таким образом, были выделены некоторые корректируемые предикторы отношения к труду, желания трудоустройства, трудоустройства и эффективности труда в исправительном учреждении (таблица 2).

Заметим, во-первых, что здесь не фигурируют некорректируемые предикторы, такие как контролируемые переменные или свойства нервной системы, во-вторых, слишком обобщенные латентные факторы. В-третьих, были отобраны такие предикторы, для которых предполагали реальные способы воздействия в ходе психологической работы с осужденными.

Психологическая модель труда и трудоустройства осужденных в исправительном учреждении

Проверка адекватности построенной модели была выполнена в рамках специально организованного формирующего эксперимента, результаты которой подтвердили предполагаемые данной моделью взаимосвязи и влияния.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)