Психологический контекст отношения осужденных к трудоустройству в исправительном учреждении

Психологам и иным специалистам, занимающимся проблемами отношения осужденных к труду, целесообразно понимать фактический психологический контекст отношения осужденных к трудоустройству в исправительном учреждении.

Современная трудовая деятельность в местах лишения свободы регламентирована нормативными и директивными документами. Например, статья 103 «Уголовно-исполнительного кодекса РФ» закрепляет обязательность такого труда – каждый осужденный обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения, а статья 9 закрепляет труд в качестве основного средства исправления.

Аналогично, согласно стратегии развития уголовно-исполнительной системы обязательное привлечение осужденных к общественно полезному труду является одной из мер реализации уголовно-исполнительной политики государства, способствует их исправлению, ресоциализации и правопослушному поведению в период отбывания наказания, а также создает предпосылки для успешной адаптации в обществе после освобождения (Федеральная целевая программа, 2018-2019, раздел I «Паспорта»).

Однако на практике к труду в условиях исправительного учреждения привлекается, по разным причинам, лишь часть осужденных. Например, по данным за 2016 год, подготовленным в разрезе территориальных органов ФСИН, в Центральном Федеральном округе доля трудоспособных осужденных, занятых трудовой деятельностью на производственных объектах исправительных учреждений, варьировала от 16,7% для УФСИН России по Ярославской области до 64,0% для УФСИН России по Орловской области.

Вместе с тем, в-третьих, трудоустройство и трудовая адаптация осужденных в исправительных учреждениях рассматриваются в качестве приоритетных задач реформирования и совершенствования всей уголовно-исполнительной системы России. Так, в Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» предусмотрено создание 16,8 тыс. рабочих мест и привлечение дополнительно к труду 31,8 тыс. осужденных.

При этом при реформировании уголовно-исполнительной системы РФ поставлена такая задача, как «изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе».

Организация труда осужденных в исправительных учреждениях в масштабе страны представляет собой сложную систему, включающую множество уровней и элементов: например, для обеспечения трудовой занятости осужденных в уголовно-исполнительной системе функционирует производственный сектор, в который входят сотни центров трудовой адаптации осужденных, функционирующие при исправительных колониях, десятки учебнои лечебно-производственных (трудовых) мастерских, функционирующих при воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Интересно
К особенностям исправительных учреждений уголовноисполнительной системы, влияющим на организацию трудовой деятельности осужденных, относятся: условия и требования режима содержания, установленный распорядок дня учреждения, гомогенность осужденных, правила внутреннего распорядка, структура исправительного учреждения и др.

Администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду, учитывая их гендерные и возрастные особенности, состояние здоровья, трудоспособность и, по возможности, наличие профессии или специальности. Такой подход соответствует международным нормам и применяется в зарубежных пенитенциарных системах. На наш взгляд следует также обращать внимание на проявляемый осужденными интерес к тому или иному виду работ, так как это позволит более эффективно использовать ресурсы человека, что приведет к повышению производительности и качеству выполнения порученных заданий.

Подобный результат был получен, например, в эксперименте, проведенном в исправительном учреждении, упомянутом в работе В. Г. Деева. В данном эксперименте были подобраны две группы (экспериментальная и контрольная) из числа вновь прибывших осужденных, имеющих различную профессиональную подготовку, но одинаковой возрастной категории.

В экспериментальной группе были изучены профессиональные навыки осужденных, после чего происходило распределение этих лиц на рабочие места, где их навыки находили бы частичное или полное применение. Например, токарь по возможности обеспечивался по специальности, или ему поручалось выполнять сложные операции, в которых его навыки не только не нарушались, но и получали новое развитие, способствовали приобретению другой профессии (сверловщик, фрезеровщик, шлифовщик и др.).

В результате, имея в целом худшую уголовно-правовую характеристику по сравнению с контрольной группой, осужденные экспериментальной группы не отказывались от выполнения производственных заданий. Получив соответствующий инструмент, материал, а также пройдя инструктаж, они уже в течение первой недели перевыполнили нормы выработки.

Напротив, осужденных контрольной группы распределили по рабочим местам, независимо от наличия у них профессиональных навыков, учитывая лишь потребности колонии в выполнении производственного плана. Это снизило трудовую активность осужденных контрольной группы по сравнению с экспериментальной, увеличило число отрицательных контактов, стало больше лиц, не выполняющих норм выработки, повысилось количество отказывающихся от работы.

Интересно
В ряде работ отмечается, что труд осужденных в условиях исправительного учреждения положительно влияет на их правопослушное поведение. Поэтому были проанализированы ответы сотрудников ИУ на вопрос анкеты о влиянии занятости осужденного трудом в исправительном учреждении на его поведение.

В результате было выявлено, что, по мнению 49,4% опрошенных сотрудников, осужденные, занятые трудом, меньше нарушают требования режима содержания и правила внутреннего распорядка. К этому же выводу нас привел другой метод – анализ документации. Анализ личных дел занятых осужденных, занятых на производстве, показал, что в них значительно меньше сведений о применении к ним мер дисциплинарного воздействия, чем у нетрудоустроенных осужденных. Также известно, что труд оказывает сильное воспитательное воздействие на осужденного.

Например, отечественный психолог-пенитенциарист С. В. Познышев писал еще в 1926 году: «Хорошая организация труда в пенитенциарных учреждениях составляет одно из первых условий правильной постановки пенитенциарного дела. Праздность вообще развращает человека, а при особых условиях, в которых живут осужденные, она особенно вредна. Сознание человека, что он честно работает, поднимает его в собственных глазах, оказывает на него облагораживающее влияние».

С современных позиций можно отметить, что:

  • труд позволяет установить опосредованную связь с общественными социальными и экономическими процессами;
  • при этом происходит изменение психологической структуры личности осужденных, развиваются социально значимые мотивы трудовой деятельности, в трудовой деятельности осужденный осознает себя как члена общества;
  • занятость в трудовом процессе способствует развитию волевых черт характера, удовлетворению нравственных потребностей, формированию уважения к людям труда и результатам труда других людей.

Кроме того, лица, отбывающие уголовные наказания, участвующие в трудовом процессе, включаются в трудовой коллектив, который, при правильной организации, позитивно воздействует на личность: ведь в нем у осужденного появляется возможность к самовыражению, возможность развивать и расширять межличностные связи, способствующие в удовлетворении таких потребностей, как общение, дружба, социальные контакты и коммуникация (не только между осужденными, но и с сотрудниками и персоналом исправительного учреждения, инспекторским составом и т.д.); совместный труд позволяет сплотить осужденных ради достижения социально полезной цели.

Вовлечение осужденного в процессе труда в систему отношений с ближайшим социальным окружением требует от него участия во взаимопомощи, сотрудничестве, проявления инициативы, здорового соревновательного рвения; это противодействует эгоистической направленности, способствует искоренению иждивенческой позиции, формирует навыки взаимодействия в группе.

Главное же значение трудового коллектива состоит в том, что совместная деятельность способствует формированию личности, источником развития организаторских, технических, правовых, нравственных и других способностей, и это в полной мере относится к трудовому коллективу осужденных.

Труд в исправительном учреждении выполняет также сублимирующую функцию, позволяющую перевести один вид энергии в другой. В процессе выполнения трудовой деятельности осужденный отвлекается от тягостных, негативных и депрессивных мыслей, неизбежно возникающих в условиях разнородной депривации (социальной, физической, сексуальной и др.), связанной с лишением свободы и вызывающей психические напряжения, неврозы, отклонения в психическом здоровье.

Но это происходит лишь в тех случаях, когда осужденный испытывает искренний интерес, тягу к делу. В то же время труд становится профилактическим средством возможного проявления асоциального поведения и поступков, не соответствующим установленным в обществе нормам и правилам поведения, общественной морали.

Поэтому деятельность всех служб и отделов исправительных учреждений направлена на вовлечение лиц, отбывающих уголовные наказания, в трудовой процесс, при этом добровольное изъявление желания, стремление трудиться, интерес к работе, увлечение ею, будут способствовать ресоциализации лица, преступившего закон.

Труд способствует развитию профессиональных навыков, навыков взаимодействия и общения с членами коллектива, получению опыта работы, специальности, что является шагами к исправлению и ресоциализации человека, лишенного свободы.

Сам процесс ресоциализации в психологическом плане связан с повторным усвоением человеком социальных норм, изменением жизненных установок, отказом от прежних моделей поведения. К этому же процессу следует отнести и изменение мотивов, способствующих достижению целей исправления, привитие ценностей, которые позволят вести правопослушный образ жизни, а также будут способствовать формированию такого отношения к труду, обществу, наказанию, которое создаст предпосылки для нормального функционирования гражданина за пределами исправительного учреждения.

В местах лишения свободы привлечение осужденных к труду преследует решение следующих задач, направленных на их ресоциализацию: развитие трудовых навыков и умений, а также стремления к реализации своего трудового потенциала; формирование полезной занятости и мотивации к трудовой деятельности; повышение ценности труда; формирование добросовестного, уважительного, ответственного, положительного отношения к труду.

Вместе с тем, необходимо отметить, что на практике трудоустройство осужденных в исправительных учреждениях сталкивается со многими трудностями: разнородного материального обеспечения (изношенность производственных помещений, устаревшее оборудование и т.д.), кадрового обеспечения и др. В Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» для исправления такого положения предусмотрены многие масштабные меры (Федеральная целевая программа, 2018-2019). Кроме того, подобные трудности, хотя, безусловно, и влияют на психологическую специфику труда осужденных, но не определяют ее в полной мере.

Важный момент состоит в том, что фактические субъективные цели и мотивы труда осужденных в исправительном учреждении являются в значительной степени чисто утилитарными. Так, И. С. Мирусин получил данные о мотивах труда осужденных на основании опроса 915-ти осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и 163-х сотрудников данных учреждений.

Проранжировав выявленные мотивы по значимости для самих осужденных, получим следующее распределение мотивов:

  • отвлечься – 46% осужденных (52% сотрудников);
  • заработная плата – 34% (45%);
  • погасить иски, алименты – 28% (42%);
  • искупить вину – 23% (1%);
  • получить специальность, необходимую на свободе – 18% (11%);
  • иное – 12% осужденных, указавших ответы «условно-досрочное освобождение», «быстрее идет время», «повышение квалификации», «скоротать время», «от безвыходности», «мне нравится работа», «нужно приносить пользу, «привычка», «не привык сидеть без дела» и др.; 28% сотрудников, указавших ответы «условно-досрочное освобождение» и «трудовой стаж для пенсии».

Аналогичную мотивацию осужденных к труду выявляли и другие исследовали, отмечающие, что: труд в ИУ: выступает средством удовлетворения определенных материальных потребностей осужденного; многие осужденные стремятся к собственному материальному благополучию, некоторые оказывают также материальную помощь своим близким; за счет участия в трудовой деятельности осужденный может погасить предъявленные ему иски и алименты, приобретать товары в исправительном учреждении, получать определенные услуги и иные льготы.

Опрос сотрудников (89 чел.) двух исправительных учреждений УФСИН России по Воронежской области позволил ранжировать значимые цели, которые осужденный преследует, устраиваясь на работу в исправительной колонии. Результаты ранжирования представлены в табл. 3. На первом месте оказалась (с большим отрывом от других) такая цель, как возможность приобретения товаров в магазине исправительного учреждения для собственных нужд.

Психологический контекст отношения осужденных к трудоустройству в исправительном учреждении

Такая утилитарность мотивации, скорее всего, обусловлена тем фактом, что труд осужденных, даже при самой хорошей его организации в исправительном учреждении, выполняется все же в условиях лишения свободы, и это ключевое обстоятельство, определяющее его специфику.

Кроме того, законодательное закрепление обязательности труда осужденных устанавливает требование, невыполнение которого ведет к дисциплинарному взысканию, в том числе, признанию осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Такое положение побуждает большинство лиц, отбывающих уголовные наказания, работать на производственных и иных объектах исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, но при этом, по крайней мере, для части из них такой труд является исключительно вынужденным.

Таким образом, фактически труд в условиях исправительного учреждения является значительно менее творческим и самостоятельным, чем любая достаточно сложная профессиональная деятельность свободного человека. Вместе с тем, это обстоятельство не должно служить безысходным, непреодолимым препятствием при работе с осужденными: напротив, следует стремиться в отмеченных объективно непростых условиях все же находить и культивировать «ростки» сознательного и творческого отношения к труду.

Упомянем в связи с этим следующую мысль Бехтерева: «Умственный кругозор представляется неодинаковым между лицами различно образованными, но ни один из них не теряет права на признание в нем личности, если только он проявляет в той или другой мере свое индивидуальное отношение к окружающим условиям, представляясь самодеятельным существом. Только утрата этой самодеятельности делает человека вполне безличным; при слабом же проявлении самодеятельности мы можем говорить о слабо развитой или пассивной личности».

Интересно
С другой стороны, как отмечал С. Л. Рубинштейн, свобода и необходимость в жизни человека взаимосвязаны: «с одной стороны, обстоятельства определяют жизнь человека, с другой – сам человек изменяет обстоятельства своей жизни; действия человека зависят от объективных условий его жизни и сами же изменяют эти условия».

Все это в полной мере относится и к осужденным, несмотря на отмеченные объективно непростые условия их труда и жизнедеятельности в целом. Как правило, труд способствует умственному развитию лиц, отбывающих уголовное наказание, стимулирует их творчество, активизирует мыслительные процессы; трудовые задачи, наполненные творческим смыслом, стимулируют позитивную жизненную мотивацию осужденных. Вместе с тем, слишком монотонный, рутинный, бездумный труд может приводить, напротив, к деградации личности.

В условиях, когда в трудовом процессе представлена одна рутина, а какое-либо творчество совершенно отсутствует, проявляются такие отрицательные явления, как усиление круговой поруки, появление «спекулятивных сделок», дезорганизация актива колонии и давление на него, угрозы физической расправой с неугодными, демонстрация незащищенности положительных осужденных от осужденных, зараженных криминальной субкультурой, организация изготовления запрещенных предметов (в том числе колюще-режущих), которые продаются или обмениваются на спиртные напитки, наркотики, чай.

Для многих осужденных, особенно попавших в места лишения свободы впервые, сам факт лишения свободы представляет собой сильный стресс, отношение к наказанию становится главным «значащим переживанием», а условия отбывания наказания рассматриваются, в первую очередь, как условия выживания.

Трудовая деятельность таких осужденных может рассматриваться, по нашему мнению, как специфический вид деятельности в особых условиях, т. е., такой деятельности, которая связана с переживанием таких психических состояний, как тревога, страх, психическая напряженность, эмоциональный стресс и т.п.

В связи с этим можно заметить, что, согласно теории потребностей А. Маслоу, стремление человека выжить предшествует стремлению к самоактуализации и доминирует над ним: человек, попавший в условия выживания и чувствующий свою незащищенность, «воспринимает мир, как джунгли, полные угроз, а людей вокруг – опасными и эгоистичными; чувствует себя отвергнутым и изолированным, встревоженным и враждебно-настроенным; склонен к конфликтам, напряженности, закрытости». Подобная жизненная ситуация осужденного может, в том числе, в определенной степени блокировать и проявление позитивного личностного отношения к труду, которое у данного человека, может быть, имеется.

Поэтому можно в полной мере согласиться с мнением тех исследователей труда осужденных, которые отмечают, что труд в местах лишения свободы становится основным началом в воспитание и развитие в том случае, когда личность осужденного проявляет непосредственный интерес к процессу, результатам труда, использует адекватный творческий подход при выполнении деятельности и улучшении качества изготавливаемой продукции.

В отличие от осужденных, упомянутых выше, среди контингента осужденных на практике существует та часть, которая отличается устойчиво негативным отношением к труду, включает лиц, которые до попадания в исправительное учреждение длительное время не работали и имели желания работать.

Именно такие лица, в первую очередь, нередко воспринимают трудовую деятельность в исправительном учреждении как отдельный вид наказания. Такое понимание труда противоречит нормам закона и создает проблему привлечения и вовлечения лиц, отбывающих уголовные наказания, в трудовую деятельность.

Интересно
Не меньшие проблемы в плане привлечения к труду могут создавать осужденные молодежного возраста, которые лишь недавно получили среднее образование, либо имеют образование ниже среднего, и не успели еще найти себя на рынке труда в качестве состоявшегося работника той или иной сферы профессиональной деятельности.

Непосредственно за счет участия в трудовой деятельности осужденный имеет возможность расширить практический и теоретический кругозор, повысить образовательный и культурный уровни, сформировать профессиональные навыки и перспективы, благодаря чему получает удовлетворение и осознание своей значимости. Вместе с тем, на практике труд в условиях исправительного учреждения оказывается тесно связан с образованием: многие осужденные, позитивно относящиеся к труду, одновременно стремятся и к повышению своего образовательного уровня.

Содержательный труд выступает побудительным механизмом к обучению, рациональному использованию свободного времени для самообразования и саморазвития. Осужденные, например, могут получить профессию, специальность за счет обучения в профессиональных училищах, созданных при исправительных учреждениях. Влияние труда осужденных в условиях исправительного учреждения на развитие личности в целом может оказаться неоднозначным. С одной стороны, во многих исследованиях показано, что такой труд может положительно влиять на развитие личности осужденного.

С другой стороны, подходить к анализу труда осужденных следует конкретно, как это и принято в психологии труда, где анализ профессиональной деятельности предусматривает, в том числе, выделение и учет разнородных условий труда, представляющих собой совокупность факторов производственной среды, трудового процесса, социального окружения, оказывающих влияние на эффективность труда, работоспособность и здоровье работника, субъективную удовлетворенность трудом.

С учетом этого, весьма существенно то обстоятельство, что, как уже было отмечено, в производственном секторе исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы существует ряд проблем, отрицательно влияющих на трудовую деятельность лиц, лишенных свободы. К их числу, можно отнести: ненадлежащие санитарно-гигиенические условия рабочих мест, устаревшее оборудование, техника, нарушение норм температуры производственных помещений, освещенности и т. д.

Указанные факторы во многом обусловлены и внутренней организацией деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания. Все это неизбежно накладывает отпечаток на влияние такого труда на развитие личности осужденного, а также на эффективность использование труда, как главного средства исправления.

В связи с этим одной из главных задач психологической работы с осужденными становится следующая: преодолеть «зацикливание» на возможных конкретных недостатках организации и условий труда в исправительном учреждении за счет формирования у осужденного понимания позитивного психологического смысла труда, тех возможностей, которые даже такой труд имеет как средство собственного исправления, а также тех перспектив, которые трудовая деятельность в целом открывает, чтобы вести иной, отличающийся от прежнего образ жизни за пределами исправительного учреждения. При этом в качестве ориентиров для психологов, работающих с осужденными, мы хотели бы привести следующие две мысли.

Первая принадлежит С. Л. Рубинштейну: «Говорить, что жизнь прекрасна, утверждая этим, будто все в ней хорошо и прекрасно, – это жалкая фальшь; говорить, что жизнь отвратительна, ужасна, как будто перечеркивая этим все прекрасное, чем она так богата, – это ложь, свидетельствующая о собственном банкротстве. Жизнь могуча, бесконечно разнообразна и чревата всем добрым и злым. И у человека, в конечном счете, одно дело в жизни: самому вносить в нее, сколько только может он, красоты и добра.

Вторую сформулировал В. Г. Зазыкин, который, рассуждая, в том числе, и о профессиональном развитии, отмечает, что разнообразные способности – это лишь условия, необходимые, но не достаточные для продуктивного развития и выдающихся достижений личности, потому что многое зависит также от целеустремленности, организованности, стремления прожить жизнь не зря, обретенных знаний, умений и специальных личностных и профессиональных качеств и т. д., которые в итоге и позволяют «стать».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)