Психологические типы осужденных по отношению к труду и трудовой занятости

Трудовая занятость осужденных является одной из важнейших задач, с которыми сталкиваются учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы.

Рассмотрим типы трудовой занятости осужденных в исправительном учреждении:

  • тип 1 «Трудоустроенные» включает осужденных, которые трудоустроены в исправительном учреждении;
  • тип 2 «Желающие» включает осужденных, которые не трудоустроены в исправительном учреждении, но при этом выражают желание работать;
  • тип 3 «Отказывающиеся» включает осужденных, которые не трудоустроены в исправительном учреждении и выражают нежелание работать.

При этом результаты показали, что тип трудовой занятости в исправительном учреждении еще не определяет в полной мере психологических особенностей отношения осужденных к труду и трудоустройству в исправительном учреждении: три типа занятости («Трудоустроенные», «Желающие» и «Отказывающиеся») соотносятся с четырьмя психологическими типами отношения к труду и трудоустройству, каждый из которых обладает определенной спецификой по выраженности свойств структуры темперамента, поведенческой активности, мотивационной, ценностной и смысловой сфер личности.

Мы пришли к предположению о том, что в психологическом плане каждый из данных типов внутренне неоднороден, поэтому для решения вопросов труда и трудоустройства осужденных в исправительном учреждении целесообразно выделить психологические типы осужденных, используя два дифференцирующих признака:

  • тип занятости, представленный выше;
  • медианный уровень отношения к труду, определяемого по методике ШООТ.

В результате удается выделить 4 типа отношения осужденных к труду и трудовой занятости в исправительном учреждении, показанные в таблице 1, причем данные типы, как будет показано ниже, являются именно психологическими, т.к. принадлежность к ним определяет множество специфических психологических проявлений.

Психологические типы осужденных по отношению к труду и трудовой занятости

Выделенные типы были пронумерованы в соответствии с их рангом по представленности в выборке:

  • Тип 1 «Оступившиеся» (название – условное, как и у всех остальных из данных типов) – это лица, работающие или желающие работать в ИУ и при этом имеющие повышенный (медианный) уровень отношения к труду, т.е. в принципе конструктивно настроенные по отношению и к труду, и к трудоустройству в ИУ.
  • Тип 2 «Затаившиеся» – лица, работающие или желающие работать в ИУ, но при этом, на самом деле, имеющие пониженный уровень отношения к труду. Такие люди хотят работать или работают в ИУ не в силу понимания важности и ценности труда, а для получения каких-либо текущих льгот и выгод, связанных со спецификой пребывания в ИУ. Это, по сути, исключительно внешняя мотивация труда.
  • Тип 3 «Потерявшиеся» – лица, не работающие и не желающие работать в ИУ и при этом имеющие пониженный уровень отношения к труду. Такие люди в принципе не желают работать, в том числе, после освобождения. В этом смысле они «потерявшиеся» – и для общества, и, в первую очередь, для себя самих: не видят смысла работать, не испытывают такой потребности.
  • Тип 4 «Пережидающие» – лица, не работающие и не желающие работать в ИУ, хотя и имеющие повышенный уровень отношения к труду. Такие люди в принципе желают работать, но только после освобождения, а в ИУ работать не хотят – по разным причинам. Они как бы «законсервировали» себя, пережидают срок наказания, чтобы только потом продолжить свою трудовую деятельность.

Следующим шагом стало выявление различий между представленными типами. Для выявления различий применялись различные критерии в зависимости от выполнения ряда условий, одним из которых была нормальность распределения признаков в группах, соответствующих выделенным типам.

Интересно
В зависимости от результатов проверки нормальности и выполнения других условий для выявления различий между типами использовались: однофакторный дисперсионный анализ (one-way ANOVA) и множественные сравнения по критерию Геймса-Хоуэлла, либо непараметрические критерии Краскела-Уолиса и Манна-Уитни, либо критерий Хиквадрат Пирсона. В результате между рассматриваемыми типами выявлено большое количество статистически значимых различий.

Рассмотрим полученные результаты проверки различий между типами. Не выявлено различий между типами по категориям преступления и условиям отбывания наказания. Вместе с тем, между типами существуют значимые различия по трудоустройству и типу трудовой занятости в ИУ. Эти различия можно назвать естественными, т.к. они обусловлены самим подходом к выделению рассматриваемых типов.

Так, каждый из типов 1 «Оступившиеся» и 2 «Затаившиеся» включает больше трудоустроенных в ИУ, чем типы 3 и 4 (p < 0,01), поскольку в двух последних типах трудоустроенных нет вообще. По этой же причине типы 3 и 4 по трудоустройству между собой не различаются. Но вот отсутствие различий между типами 1 и 2 – это уже содержательный результат, т.к. в каждом из этих типов представлены и трудоустроенные, и нетрудоустроенные.

Пример других различий между типами наглядно проиллюстрирован на рисунке 1. Обобщим различия типов, сосредоточив внимание только на высоко значимых различиях (для которых уровень значимости p < 0,01).

Высоко значимые (p < 0,01) отличия типа 1:

  • в сравнении с типом 2: меньше количество судимостей, выше выраженность ценностей «Духовное удовлетворение», «Креативность», «Достижения», «Материальное положение», «Профессия», «Образование», «Общество», «Увлечения», а также латентного фактора «Ценности»; выше выраженность смысложизненных ориентаций «Цели в жизни», «Результат жизни», «Локус контроля – Я», а также общего показателя «Осмысленность жизни» и латентного фактора «Смыслы»; выше показатели методики ШООТ «Позитивный опыт труда и трудоустройства», «Образование и квалификация», «Восприятие труда и профессионализма как социальных ценностей», а также общий показатель «Отношение к труду»; по методике МЦМ более позитивные ассоциации вызывают понятия «Образование», «Материальное состояние», «Профессия», «Мое настоящее», «Знания», «Радость», «Моя работа», но при этом более негативные ассоциации вызывают понятия «Выгода», «Неудача», «Конфликты»; выше показатели «Опыт трудоустройства до осуждения», «Удовлетворенность работой до осуждения» и «Уровень образования».
  • в сравнении с типом 3: меньше количество судимостей, выше выраженность ценностей «Креативность», «Материальное положение», «Профессия», «Образование», «Общество», «Увлечения»; выше «Внутренний мотив», выше показатели методики ШООТ «Позитивный опыт труда и трудоустройства», «Образование и квалификация», «Восприятие труда и профессионализма как социальных ценностей», а также общий показатель «Отношение к труду»; по методике МЦМ более позитивные ассоциации вызывают понятия «Мое свободное время», «Образование», «Труд», «Признание окружающими», «Профессия», «Знания».
  • в сравнении с типом 4: выше выраженность смысложизненной ориентации «Локус контроля – Я»; выше показатель мотивации «Проявление волевого усилия»; по методике МЦМ более позитивные ассоциации вызывают понятия «Ответственность», «Труд», «Знания», «Моя работа», но при этом меньше позитивное восприятие понятия «Радость». Высоко значимые (p < 0,01) отличия типа 2 от типов 3 и 4.
  • в сравнении с типом 3: меньше выраженность смысложизненной ориентации «Результат жизни»; по методике МЦМ более позитивные ассоциации вызывают понятия «Мое свободное время» и «Труд»; выше уровень образования;
  • в сравнении с типом 4: больше количество судимостей; ниже выраженность ценностей «Развитие себя», «Духовное удовлетворение», «Креативность», «Социальные контакты», «Собственный престиж», «Достижения», «Материальное положение», «Сохранение индивидуальности», «Профессия», «Образование», «Общество»; ниже «Познавательный мотив», но выше «Проявление волевого усилия»; ниже «Подвижность нервных процессов»; ниже показатели методики ШООТ «Образование и квалификация», «Восприятие труда и профессионализма как социальных ценностей», а также общий показатель «Отношение к труду»; по методике МЦМ более позитивные ассоциации вызывают понятия «Ответственность», «Труд», «Моя работа»; ниже показатели «Трудоустройство до осуждения» и «Уровень образования». Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о том, что выделенные типы – действительно психологические типы, хотя начиналось их выделение с формальных, внешних признаков.

Психологические типы осужденных по отношению к труду и трудовой занятости

Из полученных результатов можно также наметить целесообразные ориентиры практической работы с данными типами осужденных:

  • для типа 1 целесообразна обычная поддерживающая работа;
  • для типа 2 – развитие ценностной и смысловой сфер личности, улучшение отношения к труду, повышение уровня образования;
  • для типа 3 – развитие ценностной и мотивационной сфер личности, улучшение отношения к труду;
  • для типа 4 – развитие смысловой и мотивационной сфер личности, улучшение отношения к труду именно в исправительном учреждении, наделение его личностным смыслом, личностной значимостью, выстраивание взаимосвязи такого труда с сохранением своего профессионализма, личностным развитием, продолжением трудовой деятельности после освобождения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)