Осужденный как объект воспитательной системы ИУ

Объектом исправления являются осужденные, характеризующиеся в первую очередь особым правовым положением, отличающимся от правового положения свободного гражданина существенным ограничением прав. Это, как правило, воспринимается и переживается осужденным как ущербность и вызывает стремление (как осознанное, так и неосознанное) к нарушению установленных правоограничений, нелегальному расширению своих прав и удовлетворению потребностей запрещенными способами.

Поэтому воспитателям ИУ приходится встречаться со всевозможными ухищрениями, проявляемыми значительной частью осужденных в целях поддержания недозволенных связей в колонии и за ее пределами, что осложняет организацию педагогического процесса и руководство им, требует разработки специальных мер профилактики и предотвращения всевозможных нарушений.

Лишение свободы вызывает специфические психические состояния (ожидание, тревогу, отчаяние, безнадежность, апатию, тоску и т. д.)

Данные психические состояния могут как усиливать эффективность педагогических воздействий, так и существенно ее снижать. В ряде случаев под влиянием длительного пребывания в среде преступников у осужденных ослабевают или полностью исчезают мотивы, удерживающие их от совершения морально или юридически запрещенных поступков, вырабатываются автоматические негативные реакции на внешние состояния.

Так возникает аморальный и антисоциальный облик личности осужденного с чертами, требующими для их переделки интенсивных педагогических воздействий. Поэтому важно при организации исправительного воздействия учитывать как правовой статус осужденных, так и их психические состояния. С другой стороны, среда осужденных очень разрозненна, разношерстна. В целях оказания на осужденных эффективного воспитательного воздействия необходима их дифференциация.

Следует выделить важные педагогические основания дифференциации объекта исправительного воздействия:

  • социально-демографические признаки, в первую очередь пол и возраст, а также уровень образования, семейное положение, наличие со­циально полезных связей и т. д.;
  • наличие пенитенциарного опыта, т. е. впервые отбывает наказание в виде лишения (ограничения) свободы или ранее отбывал наказание в виде лишения (ограничения) свободы;
  • пенитенциарная направленность осужденных в период отбывания наказания, отношение к основным средствам исправления, выполнению требования установленного порядка отбывания наказания, перспективам досрочного освобождения, воровским нормам и традициям.

Помимо указанных оснований дифференциации необходимо учитывать общие психолого-педагогические и соматические особенности осужденного, определяющие индивидуальное своеобразие усвоения исправительного воздействия: наличие психических отклонений, алкоголизация (наркотизация) личности, состояние здоровья, трудоспособность осужденного и т. д. Важно выявить степень криминогенности личности осужденного, выделить тип криминогенных склонностей, для того чтобы более дифференцированно строить исправительное воздействие.

Организуя исправительный процесс, необходимо в первую очередь учитывать социально-демографические особенности осужденных.

Исправительное воздействие имеет существенные отличия в зависимости от того, на кого оно оказывается (осужденные мужского или женского пола, юноши или девушки. В соответствии с законодательством предусмотрено и раздельное содержание в ИУ республики осужденных мужчин и женщин.

С точки зрения исправительного воздействия наиболее приемлемой является следующая возрастная дифференциация осужденных:

  1. Лица несовершеннолетнего возраста – направленность правовой позиции личности недостаточно сформирована, не сложились в необходимом объеме основные личностные ценности и нормы, умения и навыки правового самоопределения в социальном поведении.
  2. Лица раннего молодежного возраста (примерно 18–25 лет) – правовая позиция личности сложилась в основных элементах социальных представлений, ценностей и норм, однако она неустойчива в связи с формированием Я-концепции, поиском самостоятельного пути в жизнедеятельности, переломными периодами в жизни, связанными с исполнением воинской обязанности, началом самостоятельной трудовой жизни, бракосочетанием, рождением ребенка и т. д.
  3. Лица зрелого молодежного возраста (около 26–35 лет) – у них осуществляется углубление и закрепление правовой позиции личности, установок, касающихся образа жизни, Я образа, некоторая их коррекция в связи с поиском наиболее оптимальных вариантов устройства жизни жизнеобеспечивающей деятельности.
  4. Лица среднего и пожилого возрастов – правовая направленность личности, концепция образа жизни и Я-образ сложились и закреплены.

В зависимости от уровня образования и наличия трудовой специальности можно выделить осужденных:

  • не имеющих среднего образования (со средним образованием), но не имеющих трудовой специальности и квалификации;
  • не имеющих среднего образования (со средним образованием), но имеющих трудовую специальность и квалификацию;
  • со средним специальным образованием либо неполным высшим;
  • с высшим образованием.

Уровень образования осужденных существенно ниже уровня образования населения республики. Около 15 % осужденных к лишению свободы не имеют общего среднего образования, около 20 % – специаль­ности.

Среди осужденных доля лиц с высшим и средним специальным образованием ниже, чем среди населения в целом, хотя в последнее десятилетие наметилась тенденция к увеличению количества осужденных с высшим образованием. Это связано с усилением борьбы с так называемыми коррупционными преступлениями.

Имеются отличия у осужденных и в сфере семейно-брачных отношений. С одной стороны, наблюдается распад имевшихся брачных отношений (практически каждый третий брак) во время отбывания наказания, с другой – появляется все больше лиц, которые вообще утратили всякие социально полезные связи с родственниками и семьей.

Даже краткий анализ социально-демографических характеристик осужденных позволяет сделать вывод о том, что специфика их личности заключается не в наличии или отсутствии какого-либо особо значимого личностного приз­нака, а преимущественно в их ином количественном и каче­ственном выражении, что, в свою очередь, детерминировано социальными условиями жизнедеятельности, образом жизни.

В то же время у осужденных имеются особые признаки, которыми не обладают другие социальные группы. Прежде всего это сам факт осуждения.

Следующий признак – применение к личности уголовно-правовых санкций в виде, например, лишения свободы, изменения социального статуса, социальных ролей, что не может не отразиться на состоянии их психических и нрав­ственных свойств и качеств. Именно эти признаки, а также наличие криминогенных склонностей определяют особенности осужденного как объекта воспитательной системы.

Но наличие этих отличий не означает, что все осужденные как личности одинаковы. Общность осужденных весьма разнородна.

Особое значение для определения методов, форм и средств исправительного воздействия имеет дифференциация осужденных по наличию пенитенциарного опыта:

  1. Впервые отбывающие наказание в виде лишения (ограничения) свободы, которые не имеют стажа «тюремных университетов», у которых более устойчивы социально полезные связи, имеется в абсолютном большинстве жилье, собственность и т. д.
  2. Ранее отбывавшие наказание в виде лишения (ограничения) свободы. Последняя категория осужденных отличается более обширным преступным опытом, криминальной зараженностью, хорошим знанием воровских норм и традиций, в большинстве у них нарушены социально-полезные связи, даже если официально не оформлено расторжение брака, то с супругой совместно не проживали, в воспитании детей участия не принимали и т. д.

Большое значение для выбора стратегии исправительного воздействия имеет пенитенциарная направленность осужденных в период отбывания наказания, которая определяется по отношению осужденных к основным средствам исправления (труд, воспитательная работа, обучение, установленный порядок отбывания наказания, общественное воздействие), перспективам досрочного освобождения, совершенному преступлению, прежнему образу жизни, семье, другим людям, коллективу, администрации и т. д.

По направленности осужденных можно разделить на три основные категории:

  • положительной направленности;
  • нейтральной направленности;
  • отрицательной направленности.

В таблице указано отношение той или иной категории осужденных к некоторым аспектам исполнения наказания для определения пенитенциарной направленности личности.

Осужденный как объект воспитательной системы ИУ

Пенитенциарная направленность осужденных официально выражается в степени исправления в соответствии со ст. 116 УИК и выводах при аттестовании осужденных.

Так, осужденных положительной направленности по степени исправления делят на три группы:

  1. Ставший на путь исправления – осужденный, принявший письменное обязательство о правопослушном поведении, не имеющий взысканий, добросовестно относящийся к труду или учебе, выполнению работ по коллективному самообслуживанию, уборке и благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий и проявляющий полезную инициативу в иной общественно полезной деятельности, а осужденный, не погасивший до постановления приговора ущерб, причиненный преступлением, принявший все зависящие от него меры по возмещению ущерба.
  2. Твердо ставший на путь исправления – осужденный, поведение которого соответствует вышеуказанным критериям и свидетельствует об устойчивом стремлении к правопослушному поведению. В свою очередь, устойчивое стремление к правопослушному поведению выражается в проявлении инициативы в трудовой деятельности, постоянном соблюдении требований режима и положительном влиянии на других осужденных, непосредственном участии в проведении воспитательных мероприятиях, положительном отношении к обучению в школе и профессиональной подготовке, активном участии в работе самодеятельных организаций, признании своей вины, раскаянии в совершенном преступлении.
  3. Доказавший свое исправление – осужденный, поведение которого соответствует вышеназванным характеристикам, и у которого сформирована готовность вести правопослушный образ жизни.

Осужденные нейтральной направленности имеют вывод по аттестации «не ставшие на путь исправления» – лица, характеризующиеся неопределенным поведением. В численном выражении это достаточно представительная группа, в которую входят осужденные, не желающие подчиняться требованиям администрации, допускающие несистематические нарушения режима отбывания наказания.

К осужденным отрицательной направленности относятся злостные нарушители режима отбывания наказания в соответствии со ст. 117 УИК – осужденные, упорно не желающие встать на путь исправления, лидеры отрицательных группировок, придерживающиеся и пропагандирующие воровские нормы и обычаи, систематически нарушающие установленный порядок отбывания наказания.

В ИУ можно встретить и другую классификацию осужденных, в основе которой лежит положение, занимаемое человеком в сфере неформального общения. Это так называемая стратификация, т. е. деление осужденными самих себя на слои, касты или страты.

К первой группе относят лидеров групп с отрицательной направленностью поведения. К ним примыкают блатные, «шерстяные» – осужденные, придерживающиеся уголовных традиций. Несмотря на небольшой удельный вес, эти группы в воспитательном отношении самые сложные и являются постоянным очагом напряженности в среде осужденных.

Вторая группа – так называемые «мужики», которые и составляют основную часть осужденных, занятых на производстве. К третьей группе относят «активистов» и, наконец, к четвертой – самую угнетенную, презираемую часть осужденных, которая играет в их среде роль париев, отверженных, неприкасаемых («опущенные», «обиженные» и т. д.).

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что исправление осужденных осуществляется в условиях педагогически неблагоприятной среды: большого скопления лиц, имеющих высокий уровень криминогенной зараженности, существенный криминогенный опыт, выраженные криминогенные склонности.

В этих условиях происходит процесс воздействия осужденных так называемой отрицательной направленности на осужденных нейтральной и положительной направленности, влияние авторитетов криминогенной субкультуры на осужденных, совершивших преступление в силу жизненных обстоятельств.

Интересно
Условия лишения свободы, криминогенная субкультура затрудняют процесс формирования коллектива осужденных и использование его в воспитательной работе. Наличие «носителей тюремных традиций» препятствует формированию благоприятной педагогической среды.

Существенно влияет на формирование взаимоотношений в коллективе осужденных то, что это коллектив закрытого типа с принудительным пребыванием в нем, невозможностью по собственному желанию сменить его. Поэтому возрастает зависимость складывающихся взаимоотношений от степени совместимости членов коллектива, что требует проведения специальной работы по подбору осужденных в контактные коллективы в целях достижения максимальной совместимости и профилактики конфликтов.

Ограниченность контактов членов коллективов осужденных с внешним миром способствует более быстрому зарождению и распространению групповых социально-психологических явлений (внушаемость, комфортность, зависимость личности от внутригруппового давления и т. д.) в ИУ.

Коллектив осужденных отличается от любого иного коллектива ограниченностью своих полномочий, а также нормами уголовно-исполнительного законодательства

В то же время совместное проживание и проведение досуга расширяет сферу влияния коллектива на личность, обеспечивает непрерывность воздействий коллектива на осужденного, который в течение всех 24 ч в сутки находится в сфере его влияний. Это предъявляет особые требования к правильной организации всей жизни и быта осужденных, направлению педагогических воздействий коллектива на личность.

Опыт показывает, что при умелом использовании преимуществ коллективного труда, совместной жизни и проведения досуга можно преодо­леть негативные тенденции и влияние отрицательных микрогрупп на осужденных и сформировать из аморфной массы и стихийных групп зрелый, направленно воспитывающий коллектив ИУ, который из объекта превращается в субъект педагогического процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)