Особенности воспитательной системы в исправительных учреждениях

Безусловно, объект, субъект и условия функционирования определяют специфику воспитательной системы, влияют на содержание и направленность других элементов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Это положение полностью распространяется и на воспитательную систему исправительных учреждений.

Интересно
Следует отметить, что эти особенности в исправительных учреждениях заключаются не в наличии или отсутствии каких-либо элементов, присущих только данной системе, в специфических средствах, формах и методах воздействия, а в их особом проявлении, сочетании и взаимозависимости.

Ориентирующим вектором механизма функционирования воспитательной системы исправительных учреждений выступает цель пенитенциарных учреждений – исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Это придает воспитательной системе динамичность, так как на осужденного влияют и обстановка исправительного учреждения, и настроение ближайшего социального окружения, и сложившаяся система его отношений с другими осужденными, сотрудниками, близкими родственниками, друзьями, знакомыми, и многое другое. На него непосредственно и опосредствованно в течение суток оказывается влияние большого количества источников воздействия.

В науке уголовно-исправительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматривается в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопасного и для общества человека (нравственное исправление). Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальна, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь – изменить искаженные нравственные ориентации осужденного, обусловливающие совершение преступлений, на позитивные, социально полезные.

Поэтому в ч. 1 ст. 9 УИК РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения; в ч. 2 ст. 9 УИК РФ в качестве основных средств исправления осужденных выделены: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

Исправительный процесс в исправительных учреждениях построен на взаимосвязи воспитания и исправления. Причем исправление личности – процесс с многочисленными прямыми и обратными связями, сложнейшими зависимостями и отношениями.

Исправление осужденных относится к социальным направлениям воспитания, которые включены в сферу исполнения уголовных наказаний. Таким образом, воспитательная система исправительного учреждения должна создавать такие педагогические условия, которые будут способствовать процессу исправления осужденных в аспекте его определения в ст. 9 УИК РФ.

Процесс перевоспитания в пенитенциарных учреждениях организуется в жестких правовых рамках, что обусловлено специфическим объектом воздействия − осужденными, их правовым статусом. Правовая регламентация процесса перевоспитания вызывается прежде всего, необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания.

Правовому регулированию подвергаются практически все основные элементы педагогической системы:

  • производственная, общественная, учебная, бытовая и другие сферы жизни осужденных;
  • служебная деятельность сотрудников, воспитателей;
  • взаимоотношения сотрудников и осужденных;
  • применение основных средств исправления и перевоспитания, форм и методов педагогического воздействия.

Заметим, что строгие правовые рамки несут в себе положительный воспитательный потенциал. Они способствуют выработке соответствующего отношения к закону, требованиям и традициям общества, формируют дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей.

Воспитательная система в исправительных учреждениях – подсистема государственного воспитания, обусловленная тремя особенностями.

Первая особенность – специфика личности осужденного, его правовое положение. Это положение зачастую воспринимается и переживается осужденным как ущербность и вызывает стремление к нарушению установленных правоограничений, нелегальному расширению своих прав и удовлетворению своих потребностей запрещенными способами.

Вторая особенность – наличие единых условий, предписанных уголовно- исполнительным законодательством РФ. К числу этих условий относятся: изоляция осужденных от общества, ограничение времени на исправление, наличие четкого режима и строго регламентированного образа жизни отбывающих наказание.

Третья особенность – единые педагогические позиции, вытекающие из специфики данного исправительного учреждения, и общие требования, обязательные для всех звеньев исправления осужденных.

Воспитательная система исправительных учреждений – совокупность указанных воспитательных влияний.

Организация воспитательного процесса с осужденными их перевоспитание требует значительных усилий со стороны сотрудников учреждения, участвующих в этом процессе. Существует необходимость применения особого подхода к преодолению внутреннего сопротивления воспитуемых.

Главный признак личности, преступившей закон, – это резкое негативное отношение к воспитательным воздействиям, стойкое внутреннее сопротивление им. Нередко у осужденного такое сочетание отрицательных качеств личности, дисгармоническое развитие черт характера, которые при наличии негативизма и внутреннего сопротивления составляют огромную трудность в их перестройке.

В структуру личности осужденного входят: прочные криминальные или антисоциальные установки, привычки антиобщественного поведения, неадекватная защитная доминанта, невосприимчивость к воспитательным воздействиям, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, отягощение отрицательных черт личности психическими аномалиями, а также сдвиги в структуре личности (заострение черт характера, возникновение различных комплексов сверхценности своего «я» или своей неполноценности).

Причины сложности воспитания осужденных весьма многообразны. Нередко их видят в детской безнадзорности, недостатке семейного воспитания, отрицательном влиянии улицы, микросреды и т. п. Это правильно лишь отчасти. Ведь разные лица, выросшие в одинаково неблагоприятных условия, по-разному реагируют на воспитательные воздействия: одни, совершив правонарушение и попав в места лишения свободы, быстро исправляются и перевоспитываются, а другие оказываются трудно поддающимися перевоспитанию.

Особенностью, а вернее, трудностью осуществления воспитательного процесса с осужденными является следствие комплекса социальных и индивидуально-личностных факторов.

Социальные факторы (асоциальное окружение, семейное неблагополучие, трудовая неустойчивость и т. п.) создают каждый раз последовательно складывающиеся ситуации на жизненном пути человека, которые ему приходится разрешать. А выход из них каждый раз зависит от тех внутренних условий, которые у личности к этому времени имелись. Последовательное неправильное разрешение жизненных ситуаций ведет к накоплению асоциального опыта, возникновению различных комплексов.

Воспитательный процесс в исправительных учреждениях проходит в условиях полной изоляции осужденных от общества, которая определяет ее специфику. Изоляция как профилактическое средство весьма противоречива. С одной стороны она позволяет оградить правонарушителя от привычной для него среды окружения, влияния лиц на его преступное поведение, с другой стороны ведет к обрыванию полезных связей с близкими родственниками, помещает его в среду, отличающуюся специфической субкультурой, уголовными традициями, ценностями и обычаями.

Эта среда оказывает отрицательное влияние на исправление осужденных, создает трудности в процессе исправления их личности. Осуществляя воспитательный процесс, следует иметь в виду, что его эффективность зависит от срока наказания и времени исправления осужденного.

Нередко возникают ситуации, когда тяжесть совершенного преступления неадекватна степени криминальной и педагогической запущенности личности. Это приводит к тому, что для одних срок наказания может быть недостаточным для исправления их личности, для других – превышает необходимый.

Возникающее противоречие между сроком наказания и временными рамками процесса исправления необходимо учитывать при организации воспитательной работы с каждым осужденным индивидуально.

Процесс перевоспитания в пенитенциарном учреждении осуществляется в условиях исполнения наказания, поэтому он воспринимается осужденными через призму кары. Отрицательное отношение к каре создает в сознании правонарушителей смысловые и эмоциональные барьеры, которые препятствуют усвоению ими нравственных и правовых норм общества. Таким образом, специфические условия отбывания наказания определяют особенности воспитательного процесса в условиях исправительного учреждения.

В исправительных учреждениях для проведения воспитательной работы создана материально-техническая база (клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др.), есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение, воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных.

Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении их степени исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст. 109 УИК РФ). В ч. 2 ст. 110 УИК РФ9 закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)