Особенности внимания

У младших школьников с задержкой психического развития внимание неу­стойчиво. Эта неустойчивость проявляется по-разному.

У одних детей в начале выполнения задания наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижается по мере продолжения деятельности, и ученик на­чинает делать ошибки или совсем перестает выполнять заданное. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем постепенно снижается. Есть дети, у которых наблюдаются периодические колебания внимания. Обычно устойчивое выполнение какой-либо деятельности ограничивается в I классе 5–7 минутами.

Неустойчивость внимания сочетается с повышенной отвлекаемостью. Шум автомашины за окном, пролетающая птица – любые посторонние стимулы при­влекают к себе внимание детей, и они перестают выполнять задания или слу­шать учителя.

Отвлекающее от заданной деятельности влияние разных посторонних фак­торов было изучено в сравнительном плане Л. И. Переслени. В ее исследова­нии дети нормально развивающиеся и с задержкой психического развития должны были реагировать нажатием кнопки на тактильно-вибрационные стиму­лы, подававшиеся с разными интервалами на предплечье. Одновременно на наушники, надетые детьми, подавались непрерывно действующие посторонние раздражители: либо белый шум, либо музыка (детские песенки), либо сказка в исполнении профессионального чтеца.

Оказалось, что шум не влияет на дея­тельность детей, музыка замедляет ответные реакции детей с задержкой раз­вития, а речевая помеха (чтение сказки) вызывает увеличение времени реак­ции и у нормально развивающихся детей (на 7 %), и у детей с задержкой в раз­витии (на 17 %).

Появляются также пропуски ответных реакций и ошибочные реакции: у нормально развивающихся детей – в среднем 2 пропуска, у детей с задержкой психического развития – б пропусков и ошибочных реакций психиче­ского развития вплоть до окончания начального этапа обучения. Коррекция идет тем успешнее, чем быстрее формируется устойчивая учебная мотивация. Это требует определенного времени, поскольку у детей этой категории преобладают игровые мотивы.

Вместе с тем, как это было показано Л. В. Кузнецовой, имеется возмож­ность использовать игровую мотивацию для развития устойчивости целе­направленной деятельности.
Детям, которые в классе могли сосредоточиться на выполнении задания всего на несколько минут, предлагалось «поиграть в школу». Один из них вы­полнял роль учителя, другой – ученика. Игру дети наполняли содержанием учебного процесса: решали примеры, писали буквы.

«Учителя» давали «учени­кам» задания, посильные для себя. В игру входила и оценка «учителем» работ своего «ученика». Нередко «учителя» брали тетради и выполняли те же зада­ния, что и «ученики». Показательно, что такая игра могла продолжаться более двух часов на положительном эмоциональном фоне и способствовала не толь­ко закреплению учебных навыков, но и формированию учебной мотивации.

У младших школьников, прошедших дошкольную подготовку в специаль­ном детском саду, грубых недостатков внимания не наблюдается, однако про­явления синдрома гиперактивности и дефицита внимания обнаруживаются и у них, особенно в условиях утомления и повышенного напряжения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)