Особенности конструктивной деятельности у дошкольников с косоглазием и амбпиопией

Изучению конструктивной деятельности у дошкольников с косоглазием и амблиопией посвящено исследование Л. А. Ремезовой. Были выделены четыре аспекта, наиболее связанные с конструктивной деятельностью: особен­ности восприятия образца постройки; своеобразие формирования образа по­стройки; характеристика конструктивных предметно-практических действий при создании конструкций и взаимодействие зрения и осязания при анализе величины.

Эксперименты проводились в естественных для детей условиях игр и занятий. В эксперименте участвовали дети с косоглазием и амблиопией б–7- летнего возраста (подготовительной к школе группы) и нормально видящие того же возраста.

У детей с косоглазием и амблиопией в процессе выполнения работы в по­давляющем большинстве случаев выявилось отсутствие четкого образа собираемого объекта и представления о последовательности его сборки. Сборка ими выполнялась в основном методом проб и ошибок: ребенок приставлял де­тали одну за другой, в лучшем случае смотрел, что же получилось.

Зачастую объекты представляли собой простое нагромождение деталей, причем очень часто, в силу монокулярного характера зрения, не обеспечивалась устойчи­вость строения, и детали рассыпались. Ребенок начинал конструирование за­ново, в результате чего забывал поставленную задачу, терял интерес, фор­мально выполнял задание.

Анализ результатов постройки по образцу выявил специфические особенности выполнения задания детьми с косоглазием и ам­блиопией седьмого года жизни:

  • недостаточность сенсорно-перцептивных действий, из-за чего дети хуже, чем нормально видящие, оценивают форму, пропорции, пространственные от­ношения, что не обеспечивает адекватного отражения объекта, его деталей, их взаимосвязей;
  • уровень умений последовательного анализа постройки и графической конструкции у детей с косоглазием и амблиопией ниже, чем у нормально видя­щих детей. Опознание у них не основано на учете всех информативных призна­ков и их взаимосвязей;
  • монокулярный характер зрения затрудняет предметно-практические дей­ствия, связанные с наложением, совмещением конструктивных деталей. Не сформирован компенсаторный механизм, в данном случае – осязание (руки
    «не научены помогать глазам», которые плохо видят);
  • выбор объектов конструирования детьми ограничен строительными соо­ружениями и машинами. Он несколько беднее у детей с косоглазием и амблиопией, что свидетельствует о недостаточности их представлений об окружаю­щем по сравнению с нормально видящими.

Дети с амблиопией и косоглазием затрудняются в выделении частей объекта, у них недостаточны умения соотносить части и их признаки. Большие затруднения дети с амблиопией и косоглазием испытывают в объединении раз­розненных частей в целое. Обнаружена несформированность способности к интегрированию признаков, использованию в сенсорно-перцептивном процессе сравнения, анализа, синтеза.

Ограниченные зрительные возможности (низкая острота центрального зре­ния, монокулярный характер зрения, нецентральная фиксация) качественно из­меняют предметно-практическую деятельность, поскольку зрение не обеспечи­вает сенсорный компонент действий. В связи с этим нагрузка ложится на руку, которая совмещает исполнительские и сенсорные действия.

Рука ребенка с ко­соглазием и амблиопией не готова к выполнению этой роли, так как «ручной» контроль и саморегуляция движений недостаточно сформированы. Данные, полученные в результате изучения взаимодействия зрения и осязания при анали­зе пространственных признаков, показали, что дети с косоглазием и амблиопи­ей в сравнении с нормально видящими выполняли задания с большими труд­ностями.

У детей с косоглазием и амблиопией реже проявлялись ощупываю щие, контролирующие действия. У 47 % дошкольников с косоглазием и у 27 % детей с нормальным зрением внешние проявления ориентировочной деятель­ ости были выражены крайне слабо: дети без особого интереса и внимания ис­следовали предложенные фигуры, отвлекались, заканчивали изучение, не ощупав до конца все фигуры. Это, безусловно, оказывало влияние на результативность решения задач.

Правильное понимание инструкции, осуществление безошибочной класси­фикации фигур по самостоятельно выделенному признаку было доступно бо­лее чем половине детей без зрительной патологии (свыше 60 %) и 47 % детей с косоглазием и амблиопией.
В заданиях, требующих анализа формы, величины, пространственных от­ ношений при взаимодействии зрения и осязания, отмечаются более низкие ре­ зультаты в группе детей с косоглазием и амблиопией в сравнении с нормально видящими детьми.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)