Определение, этиология, основные формы

Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, которая включает в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с такими нарушениями характеризуются наличием недостатков мышеч­ной, скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной си­стемы.

В зарубежной психолого-педагогической литературе применяется термин «ограниченные физические возможности» (physical disability), которым объеди­няют детей с указанными ортопедическими недостатками и детей с хронически­ми соматическими заболеваниями, нуждающихся в длительном пребывании в лечебных учреждениях. Среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата психологиче­ским изучением прежде всего и в наибольшей мере были охвачены дети с це­ребральным параличом.

Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) обозначает группу двига­тельных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем голов­ного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля централь­ной нервной системы за произвольными движениями. Таким образом, терми­ном «детский церебральный паралич» объединяются синдромы двигательных расстройств, возникающие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза.

Детский церебральный паралич является резидуальным состоянием, т.е. не имеет прогрессирующего течения. Однако по мере развития ребенка раз­личные проявления недостаточности двигательных, речевых и других психиче­ских функций могут видоизменяться, что связано с возрастной динамикой мор­фо-функцио-нальных взаимоотношений патологически развивающегося мозга.

Кроме того, более выраженные проявления декомпенсации могут определять­ся нарастающим несоответствием между возможностями поврежденной цен­тральной нервной системы и требованиями, предъявляемыми окружающей средой по мере роста ребенка. Явления декомпенсации также могут усиливаться при осложнении двига­тельных расстройств различными патологическими неврологическими и психо­патологическими синдромами.

Среди них наибольшее значение имеют: гипертензионно-гидроцефальный синдром, судорожный синдром, синдром вегетативно-висцеральных дисфункций, стой­кий церебрастенический синдром.

В основе детского церебрального паралича лежит внутриутробное или пе­ринатальное повреждение головного мозга ребенка под влиянием различных неблагоприятных факторов, действовавших во время внутриутробного периода развития и (или) в момент родов. К таким факторам риска относятся в первую очередь асфиксия в родах и родовая травма. В более редких случаях (около 2– 3%) в возникновении ДЦП может играть роль генетический фактор.

Тяжесть и распространенность поражения при ДЦП могут быть различными. В одних случаях наблюдается тяжелое поражение всех четырех конечно­стей, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и силь­нее. Эта форма церебрального паралича носит название двойной гемиплегии. Развитие двигательных и психических функций у этих детей крайне затрудне­но.

При более легкой степени заболевания – спастической диплегии – пора­жаются преимущественно ноги. Руки поражаются в меньшей степени. Большинство детей с этой формой заболевания при своевременном комплекс­ном лечении и психолого-педагогической работе осваивают ходьбу, у них раз­виваются речь, познавательные функции, многие из них способны к обучению по программе общеобразовательной школы. У некоторых детей наблюдаются односторонние двигательные нарушения – гемипарезы. При этом отмечается более тяжелое поражение руки.

У части детей с гиперкинетической формой ДЦП осуществление произ­вольных движений затруднено в первую очередь за счет насильственных дви­жений. Наличие насильственных движений и тонических спазмов в мышцах верхних конечностей резко затрудняет развитие у них манипулятивной деятельности и навыков самообслуживания. Кроме того, у этих детей обычно име­ют место наиболее тяжелые недостатки звукопроизносительной стороны речи, которые нередко сочетаются с нарушениями слуха.

При атонически-астатической форме ДЦП двигательные нарушения определяются в первую очередь недостаточностью координации движений, несформированностью реакций равновесия, наличием низкого мышечного то­нуса во всех группах мышц, недоразвитием выпрямительных рефлексов. У этих детей также имеют место стойкие дефекты звукопроизносительной стороны речи, а также различные по структуре нарушения психического развития. У многих детей наблюдается смешанный характер заболевания с сочета­нием различных двигательных и речедвигательных расстройств.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)