Особенности теории формирования понятий в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова
По мнению педагогов, разработавших технологию развивающего обучения, детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия и они усваивают их раньше, чем начинают действовать с их эмпирическими проявлениями. Отсюда вытекает необходимость повышения роли теоретического материала, который будет стимулировать рост умственных способностей младших школьников.
При построении учебного предмета предлагается содержание и методы обучения, организующие познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразований.
Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. К ним относятся:
- наиболее общие понятия науки (Вселенная, энергия и т.п.);
- понятия, в которых выделены не внешние, конкретные признаки, а внутренние, генетические связи (например, исторические);
- теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.
Например, эмпирическое понятие «плод» определяется в начальной школе как часть растения, которая содержит семена и образуется на месте цветка. Это понятие становится содержательным, если абстрагировать его до всеобщего процесса зарождения и развития. В этом случае понятие «плод» будет определено как результат процесса развития живого организма.
В.В. Давыдов считает, что в отличие от «рассудочно-эмпирического мышления», которое направлено на расчленение образов и сравнение свойств предметов с целью выделения формальной общности и придания ей формы понятия, «разумно-теоретическое, или диалектическое мышление» связано с исследованием природы самих понятий.
Базой диалектического мышления служат мысленно идеализированные понятия, выступающие как первичные по отношению к эмпирическим объектам и явлениям.
С целью развития теоретического мышления в технологии Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработаны особые способы умственных действий, к которым относятся:
- содержательный анализ, который является способом обнаружения генетически исходной основы некоторого целостного объекта;
- содержательное абстрагирование, выделяющее исходное общее отношение в данном материале и выражение его в знаково-символической форме;
- содержательное обобщение, которое осуществляется путем анализа некоторого целого, чтобы открыть его генетическое происхождение, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого;
- восхождение от абстрактного к конкретному, при котором содержательное обобщение используется как понятие высокого уровня для последующего выделения других, более частных абстракций. Этот способ является общим принципом ориентации учащихся во всем многообразии фактического учебного материала;
- содержательная рефлексия – поиск существенных оснований для своих собственных мыслительных действий.
В курсе «Окружающий мир» Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой, И.Е. Беларевой не ставится задача формирования конкретных научных понятий (по мнению авторов, эту задачу должны решать естественнонаучные предметы в средней школе).
Тем не менее, по мере усвоения научного метода познания окружающего мира вводятся некоторые фундаментальные понятия: сила, время, процесс, состояние, взаимодействие, система, развитие и пр.
- Методы и формы организации контроля
- Виды контроля результатов обучения
- Контроль и оценка результатов обучения естествознанию
- Проектная деятельность младших школьников
- Внеклассная работа по естествознанию
- Домашняя работа по естествознанию
- Методика проведения фенологических наблюдений
- Внеурочная работа по естествознанию
- Классификация экскурсий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу