Особенности стадий социализации
Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознает себя как личность.
Рассмотрим процесс социализации личности с позиции С.И. Герсена, где он выделял три основные ступени:
- Первая ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.
- Вторая ступень – период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований. Здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества.
- Третья ступень развития личности по Гессену – это этап завершения ее формирования в процессе самообразования. Личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует собственное «Я»; формирует свое мировозрение. В формировании мировоззрения важную роль играет окружающая ребенка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.
Таким образом, социализация личности проявляется в языке и поведении человека в быту, способности к творчеству, восприятии культуры своего народа. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, как окружающая среда влияет на развитие его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении, учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его чувство уверенности в своих силах. Поэтому сущность социализации состоит в сочетании процессов приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Приспособление – результат встречной активности субъекта и социальной среды. Оно предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением, а также согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и реальностями социальной среды. Таким образом, приспособление – это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия); потребность иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от окружающих (эмоциональная автономия); потребность самостоятельно решать личные вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоопределению, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс приспособления и обособления.
Существуют различные подходы к периодизации стадий, или этапов, социализации. До 60-х гг. XX в. считалось, что процесс социализации завершается в юности, поэтому одной из типичных была периодизация, в которой выделялись три ее стадии:
- первичная – социализация ребенка;
- маргинальная – социализация в подростковом возрасте;
- устойчивая, или концептуальная (целостная), – социализация в период с 17–18 лет до 23–25 лет.
Одним из первых усомнился в том, что социализация заканчивается в молодости, американский ученый О.Г. Брим-младший, который в 1966 г. не только выступил с утверждением, что социализация происходит в течение всей жизни, но и назвал следующие различия между социализацией детей и взрослых:
- Во-первых, социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
- Во-вторых, взрослые могут оценивать нормы общества и своего окружения, а дети способны только усваивать их.
- В-третьих, социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета; дети эти оттенки не различают.
- В-четвертых, социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома и т.д.
- В-пятых, социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное О.Г. Бримом-младшим, ценно прежде всего тем, что он фиксирует внимание на непрерывности процесса социализации на протяжении жизни человека. Однако конкретное содержание этих различий явно свидетельствует о том, что ученый рассматривает социализацию как субъект-объектный процесс. Поэтому названные им различия имеют крен в сторону объектной характеристики и детей, и взрослых в процессе социализации.
Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна, но достаточно удобна.
В соответствии с ней человек проходит ряд стадий социализации, каждая из которых включает в себя несколько этапов:
- Стадия детства включает в себя следующие этапы: внутриутробное развитие, младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3 года), детство (3–6 лет), позднее детство (6–10 лет).
- Стадия отрочества – младший подростковый возраст (10–12 лет), старший подростковый возраст (12–14 лет).
- Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст (15–17 лет), юношеский возраст (18–23 года), молодость (23–30 лет).
- Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30–40 лет), позднюю зрелость (40–55 лет), пожилой возраст (55–65 лет).
- Стадия старости распадается на этапы: старость (65–70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). Предложенная периодизация является более полной и охватывает весь жизненный путь человека.
Так, впервые выделяется период внутриутробного развития человека как один из этапов социализации, что подтверждается данными о зависимости условий развития плода и дальнейшего развития ребенка от того, с кем взаимодействует мать во время беременности, каковы характер и содержание этого взаимодействия. Кроме того, есть данные о том, что речь и музыка, которые «слышит» плод, также оказывают на него влияние.
Далее, определение этапа долгожительства, начиная с 70 лет, имеет конкретно-исторический характер и зависит от демографических реалий современной России. В развитых странах, где средняя продолжительность жизни много выше, этот этап, видимо, наступает позже.
Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе по-разному складывается взаимодействие человека с теми или иными агентами социализации, различаются также и механизмы социализации.
- Основные социальные институты
- Механизмы социализации: импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, рефлексия
- Агенты социализации как представители ближайшего социального окружения человека
- Становление социальной педагогики в советский период
- Социальные подходы в российской педагогике XVIII–XIX веков
- Формирование в России социально-педагогических подходов в воспитании
- Становление теории и практики социальной педагогики
- Третий период – период развития социальной педагогики как самостоятельной науки начало ХХ века
- Второй период развития социальной педагогики за рубежом
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу