Особенности стадий социализации

Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознает себя как личность.

Рассмотрим процесс социализации личности с позиции С.И. Герсена, где он выделял три основные ступени:

  • Первая ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.
  • Вторая ступень – период активного познания ребенком окружающей жизни, ее законов и требований. Здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества.
  • Третья ступень развития личности по Гессену – это этап завершения ее формирования в процессе самообразования. Личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует собственное «Я»; формирует свое мировозрение. В формировании мировоззрения важную роль играет окружающая ребенка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.

Таким образом, социализация личности проявляется в языке и поведении человека в быту, способности к творчеству, восприятии культуры своего народа. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, как окружающая среда влияет на развитие его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении, учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его чувство уверенности в своих силах. Поэтому сущность социализации состоит в сочетании процессов приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление – результат встречной активности субъекта и социальной среды. Оно предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением, а также согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и реальностями социальной среды. Таким образом, приспособление – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия); потребность иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от окружающих (эмоциональная автономия); потребность самостоятельно решать личные вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоопределению, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс приспособления и обособления.

Существуют различные подходы к периодизации стадий, или этапов, социализации. До 60-х гг. XX в. считалось, что процесс социализации завершается в юности, поэтому одной из типичных была периодизация, в которой выделялись три ее стадии:

  • первичная – социализация ребенка;
  • маргинальная – социализация в подростковом возрасте;
  • устойчивая, или концептуальная (целостная), – социализация в период с 17–18 лет до 23–25 лет.

Одним из первых усомнился в том, что социализация заканчивается в молодости, американский ученый О.Г. Брим-младший, который в 1966 г. не только выступил с утверждением, что социализация происходит в течение всей жизни, но и назвал следующие различия между социализацией детей и взрослых:

  • Во-первых, социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
  • Во-вторых, взрослые могут оценивать нормы общества и своего окружения, а дети способны только усваивать их.
  • В-третьих, социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета; дети эти оттенки не различают.
  • В-четвертых, социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома и т.д.
  • В-пятых, социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное О.Г. Бримом-младшим, ценно прежде всего тем, что он фиксирует внимание на непрерывности процесса социализации на протяжении жизни человека. Однако конкретное содержание этих различий явно свидетельствует о том, что ученый рассматривает социализацию как субъект-объектный процесс. Поэтому названные им различия имеют крен в сторону объектной характеристики и детей, и взрослых в процессе социализации.

Взгляд на социализацию как на непрерывный процесс породил новые периодизации ее стадий. Так, ряд исследователей стали различать стадии первичной (до юности) и вторичной (в период взрослой жизни) социализации. В отечественной науке получила определенное признание точка зрения Г.М. Андреевой, которая выделяет три стадии социализации – дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна, но достаточно удобна.

В соответствии с ней человек проходит ряд стадий социализации, каждая из которых включает в себя несколько этапов:

  1. Стадия детства включает в себя следующие этапы: внутриутробное развитие, младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3 года), детство (3–6 лет), позднее детство (6–10 лет).
  2. Стадия отрочества – младший подростковый возраст (10–12 лет), старший подростковый возраст (12–14 лет).
  3. Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст (15–17 лет), юношеский возраст (18–23 года), молодость (23–30 лет).
  4. Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30–40 лет), позднюю зрелость (40–55 лет), пожилой возраст (55–65 лет).
  5. Стадия старости распадается на этапы: старость (65–70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). Предложенная периодизация является более полной и охватывает весь жизненный путь человека.

Так, впервые выделяется период внутриутробного развития человека как один из этапов социализации, что подтверждается данными о зависимости условий развития плода и дальнейшего развития ребенка от того, с кем взаимодействует мать во время беременности, каковы характер и содержание этого взаимодействия. Кроме того, есть данные о том, что речь и музыка, которые «слышит» плод, также оказывают на него влияние.

Соответственно осознанное стремление матери создать те или иные условия вокруг себя можно рассматривать как некие попытки пренатального (внутриутробного) воспитания ребенка.

Далее, определение этапа долгожительства, начиная с 70 лет, имеет конкретно-исторический характер и зависит от демографических реалий современной России. В развитых странах, где средняя продолжительность жизни много выше, этот этап, видимо, наступает позже.

Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе по-разному складывается взаимодействие человека с теми или иными агентами социализации, различаются также и механизмы социализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)