Особенности современных мифов

Задачу организаторов манипулирования сознанием людей облегчает использование мифов. Каждый из них воспринимается как обобщенное представление о действительности, сочетающее нравственные и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. Привлекательное и многообещающее, оно способно влиять на массовое сознание, позволяя человеку мысленно переместиться в мир иллюзий и грез.

Интересно
Миф может заменить в сознании индивида представление о реальности условным образом, который дает ему возможность чувствовать себя сильным и преуспевающим, а не униженным и обиженным судьбой. Мифам присуща и другая важная особенность: они служат существенным фактором легитимации политического режима, являются значимой формой общественного сознания.

Процесс формирования политической мифологии привлекает внимание многих исследователей. Немецкий философ Э. Кассирер пришел к выводу, что миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и как продукт свободной игры воображения, не возникающий спонтанно, не являющийся диким плодом необузданного воображения.

Напротив, он представляет искусственное творение, созданное умелыми и ловкими «мастерами». В ХХ веке создана новая техника формирования мифов, способная изменить социальную жизнь, поскольку они могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое современное оружие.

Как же эта техника влияет на социальную жизнь? В политической жизни всегда использовались методы подавления и принуждения. Но в большинстве случаев они были ориентированы на «материальные» результаты. Даже наиболее суровые деспотические режимы лишь навязывали человеку определенные правила поведения.

Современные политические мифы функционируют по-другому. Они сначала изменяют людей, чтобы потом иметь возможность регулировать и контролировать их деяния, действуют так же, как змея, парализующая кролика перед тем, как атаковать его. Люди побеждены и покорены еще до того, как оказываются способными осознать, что же в самом деле произошло.

Обычные методы политического насилия не способны дать подобный эффект. Даже находясь под их мощным прессом, люди не исключаются из частной жизни. Всегда остается сфера личной свободы, противостоящей такому давлению. Современные политические мифы разрушают подобные ценности.

Миф неуязвим и нечувствителен к рациональным аргументам. Понять его означает не только осмыслить его слабости и уязвимые места, но и осознать его силу. Когда ученые впервые услышали о политических мифах, то нашли их столь абсурдными и нелепыми, столь фантастическими и смехотворными, что не могли принять их всерьез. Но позднее такое отношение признано заблуждением.

В связи с этим необходимо тщательно изучать происхождение, структуру, технику и методы создания политических мифов, чтобы знать, как победить противника. Осознать силу мифов стремился и Г. Лассуэлл. Он связывал распространение политического мифа с пропагандой, как управлением значимыми символами. Ученый трактовал его как совокупность социальных убеждений, включающих устойчивые представления об идеальной разновидности власти в рамках конкретного общественного устройства.

Миф реализуется в политических доктринах и идеологиях и отражается в структуре сознания людей с помощью таких понятий, как «креденда» и «миранда». «Креденда» (доверие) представляет сферу рационального сознания, соответствующую политическим доктринам; имеются в виду уставы, конституции, декларации, договоры, обеспечивающие доверие власти.

«Миранда» (мираж, сверхъестественное) – это нечто похожее на религию, совокупность мифов, ритуалов, символов, содержащая такие коммуникативные средства, как лозунги, флаг, гимн, лидер (герой) движения, рассчитанная на эмоциональное восприятие, пробуждение чувства лояльности индивида к власти.

С точки зрения Г. Лассуэлла, посредством использования «креденды» и «миранды» осуществляется политическое управление обществом.

Одни мифы сохраняются для того, чтобы в нужный момент можно было бы оживить их и провести срочную кампанию по манипулированию сознанием публики. Они создаются авторитетными интеллектуалами и поддерживаются правящими кругами для того, чтобы оставить неизменной их культурную гегемонию. Эти мифы оправдывают разрыв с прошлым, который и привел к установлению существующего порядка.

Другие мифы, напротив, содействуют сохранению привычных стереотипов, связи с прошлым. В качестве примера можно воспринять идеологию современного западного общества, именуемую евроцентризмом. Отношение исследователей к нему противоречиво. Одни считают евpоцентpизм идеологией, пpетендующей на унивеpсализм и утвеpждающей, что наpоды пpоходят один и тот же путь и отличаются дpуг от дpуга лишь стадией pазвития.

Хотя евpоцентpизм шиpоко pаспpостpанился в XIX веке, его основные положения остались неизменными и сегодня. Когда общество находится на pаспутье и опpеделяет путь pазвития, политики, пpиверженные идеологии евpоцентpизма, выбирают лозунг: следуй за Западом − это лучший из миpов.

Иной позиции придерживается французский ученый К. Леви-Стросс. Он полагает, что не может быть миpовой цивилизации в том смысле, котоpый часто вкладывается в это выpажение, поскольку цивилизация пpедполагает сосуществование культуp, обнаpуживающих огpомное pазнообpазие; можно даже сказать, что цивилизация и заключается в этом сосуществовании. Миpовая цивилизация не могла бы быть ничем иным, как коалицией культуp, каждая из котоpых сохpаняла бы свою оpигинальность.

Одним из основных мифов евpоцентpизма является представление о том, что совpеменная западная цивилизация является следствием непpеpывного pазвития античности (колыбели цивилизации). Признается, что смена общественных формаций происходит в строгой последовательности: по меpе pазвития пpоизводительных сил пеpвобытно-общинный стpой уступает место pабовладельческому, который в свою очередь сменяется феодализмом, а позднее в ходе научной и пpомышленной pеволюции наступает эпоха капитализма.

Миф эволюционизма связан с истоpией воспpиятия вpемени в евpопейской культуpе, когда на смену представлениям о циклическом вpемени агpаpной цивилизации пришла идея линейного вpемени и сложились благоприятные условия для выработки образа пpогpесса, ставшего основой индустриализма.

Утверждению этой идеи способствовал успех теории эволюции органического мира Земли, основанной на воззрениях Ч. Дарвина. В качестве одного из факторов развития выделен естественный отбоp, т. е. выживание более приспособленных особей и гибель менее приспособленных. Согласно этому подходу общества были pазделены на pазвитые и слабоpазвитые.

В обиход вошло представление о том, что отставшие от прогресса или погибают в конкуpентной борьбе, или попадают в зависимость от сильных. Один из мифов евроцентризма утверждает, что успехи Запада связаны с тем обстоятельством, что капитализмом созданы мощные пpоизводительные силы. Те общества, которые не сумели добиться того же, вынуждены догонять передовые страны. И этот миф подвергается критике учеными.

Интересно
А. Тойнби обосновал мнение о том, что тезис об унификации мира на базе западной экономической системы, как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории, приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического кругозора.

Будучи ориентированными на разрыв с прошлым или сохранение связи с ним, мифы составляют фундамент иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами.

Так, в США, по мнению Г. Шиллера, главными идеями, утверждающими господство правящей элиты, выступают пять мифов:

  1. Об индивидуальной свободе и личном выборе граждан.
  2. О нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда, президентской власти, а также массмедиа.
  3. О неизменной эгоистичной природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству и потребительству.
  4. Об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения.
  5. О плюрализме массмедиа, которые в действительности, несмотря на обилие источников, контролируются крупными рекламодателями и правительством и представляют единую индустрию иллюзорного сознания.

Исследователи подчеркивают связь массмедиа с политической мифологией. В ходе исторического развития средства информации проникали на политический рынок как органы партийной печати и расширяющие читательскую аудиторию издания. При этом массмедиа не только налаживали связи с населением, завоевывали авторитет в обществе, но и приобщали рядового гражданина к участию в общесоциальных процессах, осознанию его принадлежности государству и миру политики. Вследствие систематического общения прессы с людьми она стала таким же институтом политической социализации, какими являются семья, церковь, система образования.

Интересно
Выражая общественное мнение, обозреватели популярных изданий, телекомментаторы, ведущие репортеры и специалисты по рекламе вошли в круг представителей интеллектуальной политической элиты, удовлетворяющей интересы «среднего» человека. Исходя их этого, можно сделать вывод о том, что журналисты по существу выполняют функции творцов политических мифов и идей.

С их помощью государство и другие политические субъекты могут не только информировать население о целях и ценностях своей политики, но и создавать модели отношений с обществом, затрагивающие процесс формирования представительных органов власти и правящих элит, поддержания авторитета соответствующих целей, традиций и стереотипов.

Иными словами, массмедиа стали мощнейшим инструментом целенаправленного конструирования политических порядков, средством выстраивания необходимых власти связей и отношений с обществом. Пресса не только объясняет происходящее, но и дает оценки, интерпретирует события, предлагает решения, то есть создает некую «новую реальность», внедряет в массовое сознание новые образы, на основе которых формируется новое мифопостроение.

Трудно найти другую общественную сферу, где формирование обобщенных представлений о действительности в контексте деятельности массмедиа в последние десятилетия было бы столь продуктивным, как в сфере конструирования имиджей политических лидеров. Таким образом, исследователи подчеркивают, что с помощью мифов осуществляется управление обществом, они служат фактором легитимации политического режима.

Представление о мире, соединяющее реальность с мистикой, способно влиять на массовое сознание, позволяет человеку мысленно переместиться в мир иллюзий и грез, так что индивид получает возможность чувствовать себя преуспевающим, а не «униженным и оскорбленным». Мифы создаются не только интеллектуалами (ученые, политтехнологи), но и массмедиа и поддерживаются правящими кругами ради сохранения их гегемонии.

При непосредственном участии массмедиа конструируется политический порядок, выстраиваются приемлемые для власти связи и отношения с обществом. Манипулирование сознанием индивидов с помощью прессы производится в интересах поддержки массами определённой политической мифологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)