Медиаполис как социокультурный феномен

Внимание исследователей привлекает специфика деятельности массмедиа в городах. Численность населения российских городов неуклонно возрастает. Доля городского населения в 2018 году составляла 74,4 процента, к 2050 году этот показатель достигнет 83,3 процента, Численность населения российских городов к середине XXI века увеличится на три миллиона человек. Такой прогноз сделан Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН.

Интересно
Согласно данным ООН в городах проживают 55 процентов населения Земли. К 2030 году в мире будут существовать 43 города-гиганта, население которых превысит 10 миллионов человек. Россияне концентрируются в пределах крупных агломераций как сетей близко расположенных друг к другу населенных пунктов, дающих возможность сформировать общий рынок труда, транспортную инфраструктуру.

В жизни городов значимую роль играют массмедиа. По данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в России к октябрю 2019 года количество действующих зарегистрированных средств массовой информации составило более 67 000, в третьем квартале зарегистрировано более 400 средств массовой информации.

В связи с количественным и качественным ростом медийной составляющей городской жизни возникло понятие «медиаполис». В монографии «Media and Morality: on the Rise of the Mediapolis» британский ученый Р. Силверстоун подчеркнул, что люди попали в зависимость от медиа в повседневной жизни: «Жизнь проживается вне медиа, и для многих людей… медиа… отсутствуют, недоступны, не важны… Жизнь проживают в семьях, организациях, государствах без апелляции к медиа… В моих рассуждениях это учитывается. Но они также обосновывают значимость медиа для нашей ориентации в мире».

Современное медиапространство влияет на все сегменты общественной жизни. По мнению отечественных ученых, медиа стали полноценными участниками экономических, политических процессов, повлияли на развитие новых научных направлений и предоставили возможности для творческой реализации. Медиасфера является своеобразным переводчиком и популяризатором идей, которые зарождаются в каждой отдельной сфере, позволяет понять проблемы узкоспециализированных сообществ, не изучая детали их функционирования.

Исследователи обратили внимание на следующие явления: во-первых, понятие медиадеятельности как совокупности действий, стратегий и тактик, норм и ценностей, которые вместе с технологией предопределяют выпуск продуктов индустрии культуры. Во-вторых, понимание медиадеятельности как диапазона действий и социальных стандартов, которые растущему числу людей – и большинству подростков – предлагаются в контексте современной цифровой культуры, а именно: использование медиа в роли производителей медиа в большей (или равной) степени, чем в качестве потребителей медиа.

С. Г. Корконосенко полагает, что речь идет о переключении внимания с институтов и профессионалов на обыденную личность, причем активную в медиаповедении, в том числе в тех случаях, когда активность навязывается помимо ее желания и согласия.

Напрашивается такое дополнение к термину «медиаполис», как медиажизнь, которая не противопоставляется обычной жизни в ее традиционном синкретическом понимании, а становится ее неотъемлемой частью. В то же время медиажизнь протекает по собственным законам и правилам, имеет свои регламенты, обычаи и стандарты, жизнь в экономике, семейном и родовом окружении, политике.

В какой мере медиажизнь удостаивается внимания ученых, какие стороны деятельности средств массовой информации вызывают наибольший интерес исследователей? Ученые из Германии определили этапы эволюции исследования процессов, происходящих в журналистике западных стран, и пришли к выводу, что длительное время внимание ученых было сосредоточено на осмыслении журналистики как индивидуальной практики и ее нормативных аспектов.

Когда же исследователи из США поставили целью изучение журналистских произведений и контекста деятельности, результаты их работы восприняты практиками как «Микки Маус исследования». Позднее преобладали эмпирические социологические исследования. После Второй мировой войны ученые стали использовать методы теоретического анализа, почерпнутые в политологии, социологии, культурологии и социальной психологии.

Чтобы показать современное положение средств информации, немецкие исследователи остановили выбор на семи респектабельных печатных изданиях, выпускаемых на английском языке в разных регионах мира. Выяснилось, что авторы большинства работ (64,5 процента) исследуют коммуникатора, действующего сотрудника редакции массмедиа. Меньшего внимания удостоен анализ содержания материалов средств массовой информации (49,6 процента). Изучению аудитории медиа посвящено 14,6 процента исследований. Лишь в 9,2 процента научных публикаций рассмотрена продукция медиа.

В качестве научных контекстов, воздействующих на мышление исследователей массмедиа, выделены политика (40,4 процента), технологии (14,9 процента), меньшее влияние на ученых оказывают история, экономика, культура, законодательство. Эти данные показывают, что большинство исследователей массмедиа представляют политику и технологическую революцию в качестве основных факторов изменения медиа.

Такой подход некоторые российские ученые считают неполным. «В частности, в политической и технологической проекциях не поддается адекватному пониманию само по себе общественное сознание, в том числе как среда, формирующая почву для коммуникативной активности личности. Скорее, для этого необходимо налаживать взаимопонимание с историей, культурологией, социальной психологией, оказавшимися на обочине трансдисциплинарной исследовательской практики».

Немецкие исследователи также пришли к выводу, что теоретический анализ деятельности массмедиа представлен менее чем в каждой третьей стране, а превалируют проекты эмпирического значения, авторы которых избегают сравнения положения, сложившегося в нескольких странах, профессиональных культур (57,3 процента). Между тем, по мнению ученых, реальность взывает к выдвижению и проверке гипотез высокого теоретического уровня.

Такое исследование провели сотрудники кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета. Разработан проект «Современный российский медиаполис». Цель исследователей – воспроизвести как бы медийную копию мегаполиса или отразить его в медийной ипостаси.

Понятие «город» интерпретируется как относительно самостоятельная юридически оформленная сложная динамическая территориальная, экономическая и социальная система, в которой воспроизводятся экономические, социальные, политические, идеологические, управленческие, демографические, этнические, экологические, правовые, градостроительные, градообслуживающие и другие отношения жизнеобеспечения.

Аналогичные усилия предприняты и иностранными исследователями. Католическим университетом в Милане организована дискуссия «Media and the city workshop», рассмотрены такие темы, как города, как пространства использования медиа, и влияние медиа на жизнь городов; присутствие медиа в контекстах городской жизни и социальных процессах; воздействие медиапредприятий на городские контексты.

Исследователи полагают, что медиаполис представляет рутинную, регулярную практику его обитателей, погруженных во взаимодействие с медиа, а составляющими медиаполиса служат управление и производство, инфраструктура и частная жизнь граждан, массовое сознание и речевое общение.

В проекте санкт-петербургских ученых «медиаполис» понимается одновременно в нескольких проекциях:

  • Во-первых, имеется в виду состояние (качество жизни) общества и человека, формируемое интенсивным развитием медийных технологий, ростом производства и использования медийной продукции.
  • Во-вторых, речь идет о надматериальной среде обитания человека и социума, создаваемой медийной коммуникацией и лишенной пространственной определенности.
  • В-третьих, ученые сосредоточивают внимание на методологическом инструментарии, объясняющем события и процессы в современном мире в свете производства и использования медийной продукции.

Существует и другое определение медиаполиса, как города, насыщенного коммуникациями, информационными структурами, людьми, которые массово втянуты в городской медийный процесс, являются не только потребителями, но и субъектами, лидерами мнений.

Феномен медиаполиса привлек внимание не только ученых, но и деятелей медиасферы. В 2005 году в городе Костроме зарегистрирован продюсерский центр «Медиаполис», предлагающий услуги радиовещания, занимающийся издательской и рекламной деятельностью. Аналогичные виды деятельности оказались в сфере внимания предприятия с таким же названием, созданного в 2016 году в Ростове-на-Дону.

В 2017 году в Тюмени возникла «уникальная площадка» для творчески настроенных целеустремленных людей «Медиаполис». К сотрудничеству приглашены фотографы и видеоспециалисты, дизайнеры и программисты, художники и те, кто желает снимать фильмы. Предусмотрено создание медиашколы, осуществление социальных проектов. В мае 2019 года «Медиаполис» объявил о реализации проекта «Снять за 72 часа». Участники формируют команды, которые за оговоренное время снимают короткометражный документальный фильм или рекламный сюжет.

Рассматривая качество жизни, исследователи раскрывают соотношение, с одной стороны, инфраструктуры и технологических факторов, с другой стороны, социальных, экономических, социально-психологических, возможно, экологических и антропологических факторов, воспринимают гражданина как горожанина, рядового жителя медиаполиса при всей условности границ данного квазитерриториального образования. Для авторов проекта ценно изучение тенденций изменения кадрового корпуса (профессиональные приоритеты, новые должностные и квалификационные позиции, возраст, характер образования).

Ученые считают, что понижение уровня квалификации сотрудников массмедиа неизбежно сопровождается деформацией профессиональных стандартов. Результаты исследования, проведенного компанией Webscan Technologies, показали, что в России не менее 38 процентов новостей представляют дословные перепечатки, почерпнутые на других ресурсах.

Исследователи подчеркивают, что обостряются проблемы этики и саморегулирования в журналистской корпорации, трудовые ресурсы медиаполиса претерпевают глубокие структурные изменения. В этих условиях, по мнению ученых, особенно важно обратить внимание на самоидентификацию работников в условиях медиаполиса, их рефлексию по поводу изменений условий труда и производства, отношений в редакционных коллективах, портретные характеристики типичных «новых» профессионалов.

Современная социокультурная ситуация в России обусловлена проблемой самодетерминации личности, вынужденной самостоятельно делать выбор. Вопрос о самоопределении личности выдвигается в разряд основополагающих для повседневной жизни социума. От того, на какие качества опирается человек как субъект самоопределения, зависят и смысловые ориентации личности, ее идейные, нравственные искания и предпочтения.

Интересно
С точки зрения ученых, отделить жизнь от среды обитания можно лишь в абстрактно-схематическом измерении. В то же время средовый подход нацелен на изучение потребности человека в медиа, а также структурированных и неструктурированных общностей.

Исследователи полагают, что нельзя не учитывать, что в XXI веке возможность самовыражения стала предметом острого беспокойства со стороны правозащитных движений, международных просветительских организаций, медиасообществ, ответственных политиков. Авторы исследования о доступе к интернету, осуществленного согласно программе ЮНЕСКО, убеждены, что свобода самовыражения относится к числу фундаментальных прав человека.

Социальная среда благоприятствует реализации права личности на свободу коммуникации. В качестве сферы проявления свободы личности и элемента гражданского контроля М. Кастельс воспринимает гражданскую журналистику: «Мы стали свидетелями роста популярности гражданской журналистики в мире… когда любой гражданин в любое время может стать репортером, имея при себе только мобильный телефон… Что касается гражданской журналистики, то многие считают ее ненадежной. Довольно часто это именно так. Но было бы важно выяснить, что объединяет профессиональных и гражданских журналистов. Многие медиа не признают гражданскую журналистику и считают ее угрозой для себя. Другие, а их больше, гораздо умнее и умело используют преимущества гражданских журналистов».

В сфере медиа, полагают ученые, как и в общественной жизни в целом, государство и другие официальные социальные институты играют важную роль для обеспечения прав и свобод граждан, массового общения, однако институциональные ресурсы близки к исчерпанию, что в немалой степени объясняется доступностью медийных технологий обитателю медиаполиса. Стремление администрации и пресс-монополий сохранить контроль над процессами медиажизни приводит к столкновениям, а то и скандалам.

Примером служат грубые нарушения правовых и этических стандартов, допущенные британской газетой «News of the World». Представители правительства страны признали, что политики и журналисты слишком много времени тратили, чтобы добиться расположения друг друга.

Исследователи приводят примеры, свидетельствующие о сращивании власти и преступающей нормы прессы в других странах. В США причиной для беспокойства являются изменения в законах, регламентирующие деятельность общественных медиа, большие проблемы характерны также для старых демократий, в частности, для Великобритании и Франции.

Интересно
К анализу среды исследователи относят и изучение инфраструктуры медиаполиса в интересах сбора максимально возможного объема сведений о массмедиа и других каналах, которые в совокупности образуют сложно организованное пространство бытования социума и человека. Одним из источников информации служат данные, которыми располагают исследовательские (рейтинговые) фирмы.

Для описания инфраструктуры медиаполиса важно найти ответы на вопросы о том, комфортна ли инфраструктурная среда для ее обитателей, получает ли она рациональное обоснование или же строится на началах произвола и анархии? В какой мере инфраструктурная среда нацелена на ускоренное самовоспроизводство, есть ли у нее перспективы, уместно ли разделение на транснациональные и локальные каналы?

Поиск ответов на эти вопросы ведут авторы проекта Mediapolis, осуществляемого в Сингапуре. Этот медиаполис существует как правительственная компания. Организаторы информируют о том, что он представляет медиацентричный город, созданный для того, чтобы стимулировать творчество, сотрудничество и возникновение связей, коллективный дух в производственной работе делает медиаполис местом, куда приходят идеи, где цифровые медиа сливаются с жизнью сообщества.

Целесообразность построения медиацентричных городов раскрывается при анализе их инфраструктуры. Но взаимодействие – будь то в медийной практике или в ее научном отражении – неравносильно, по мнению исследователей, слиянию и взаимопоглощению.

С одной стороны, наблюдается сходство технологических платформ и инструментов, с другой стороны, существует различие журналистики и рекламы с точки зрения назначения и миссии профессии, целевых эффектов, культуры мышления и труда сотрудников, психологического наполнения деятельности.

В общей инфраструктуре исследователи выделяют информационную инфраструктуру. Этот термин имеет несколько значений: во-первых, как форма взаимодействия информационных потоков; во-вторых, как совокупность технических средств, линий связи, процедур, нормативных документов, обеспечивающих основу для функционирования информационных сервисов. В-третьих, как система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны (региона, мегаполиса) и средств информационного взаимодействия.

Исследователи отмечают, что в 2000-х годах государство становится одним из главных производителей информационных продуктов; происходит резкое увеличение объема личного потребления медиа, интенсивно развивается индустрия, ориентированная на удовлетворение индивидуальных медиапотребностей, рынок информационных услуг демонстрирует устойчивую позитивную динамику.

Преобразование информационной сферы, полагают ученые, стало проявлением политической воли властвующих субъектов. Добиться роста качества медиажизни в стране оказалось возможным в итоге организации целенаправленной работы, в известной мере основанной на применении средств принуждения. Исследователи подчеркивают, что государство побуждало органы государственной власти и местного самоуправления к интенсификации технически опосредованного информационного обмена, а граждан – к активному потреблению информационных услуг.

Одним из приоритетных направлений государственной программы «Информационное общество (2011–2018 годы) стала информатизация российских регионов. С этой целью, отмечают ученые, разработана подпрограмма региональной информатизации органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления на 2011–2018 годы.

В целом информационную структуру ученые определяют как систему организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны (региона, мегаполиса) и средств информационного взаимодействия. Информационную инфраструктуру составляют информационно-телекоммуникационные системы и сети связи, индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи, система формирования и обеспечения сохранности информационных ресурсов, система обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационным системам, сетям связи и информационным ресурсам, индустрия информационных услуг и информационного рынка, система подготовки и переподготовки кадров, проведение научных исследований.

В трудах ученых выделена глобальная, национальная и региональная информационная инфраструктура. Глобальная информационная инфраструктура представляет общемировую информационную сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи. В каждой стране ведется разработка национальной информационной инфраструктуры.

Особого внимания исследователей удостоена языковая, речевая среда. Для анализа языка, речи, текста предпочтителен широкий контекст. Ученые отмечают качественное преобразование интернет-коммуникаций, делают вывод о том, что гипертекстуальность становится условием формирования текстогенности как функции современного информационного пространства, принципиально не только изменяя сущность и характеристики текста в классическом понимании, существующий категориальный аппарат текстологических исследований, модели коммуникации, но и оказывая влияние на переход от техногенного вектора развития социоэкономического дискурса к текстогенному.

Чтобы использовать прогностический потенциал социально-гуманитарного познания, подчеркивают исследователи, полезно выяснить, рождается ли новая речь как универсальная принадлежность человека и общества или имеется в виду речевое разноголосье, порождающее межпоколенческий разрыв в понимании обитателями мегаполиса друг друга.

Повседневная речевая практика складывается на основе непосредственного взаимодействия людей, и для значительной части населения проблемы возникают именно на этом уровне. Наиболее контрастные ситуации порождает резко усиливавшаяся миграция представителей иных национальных, языковых и культурных сообществ.

В тесной связи с массовой речью, считают исследователи, развиваются культурное сознание и самосознание медиаполиса. В этой сфере происходят существенные сдвиги, расширяется доступ человека к культурному достоянию не только в границах мегаполиса, но и в планетарных масштабах. С другой стороны, массовизация и сопутствующее ей опрощение культуры очевидны. Но под слоем этих констатаций находятся особые культурные феномены, порожденные медийной жизнью, сетевым общением. В специфическом свете предстает городской фольклор. В круговороте сетевого общения возникают мифы и легенды.

Интересно
Адекватное понимание такого феномена, как медиаполис, невозможно без осмысления его глубинных культурных оснований. Культура, полагают исследователи, понимаемая как способ отношений человека с миром и культурное сознание как отражение этих отношений определяют основной вектор развития медиаполиса и его основные характеристики.

Ведущим культурным механизмом функционирования медиаполиса является взгляд его обитателя на мир, общество, самого себя. C точки зрения ученых, медиасфера, будучи неотъемлемой частью культуры, относится к числу непосредственных репрезентантов культурного сознания. Одновременно благодаря обладанию мощным рефлексивным, аналитическим и манипулятивным потенциалом медиасфера оказывает обратное воздействие на культурное сознание и по-своему определяет облик той культуры, которой принадлежит.

Картина мира информационной эпохи, полагают исследователи, формируется при доминирующем участии медиа, возможности информационной среды коррелируют с социокультурной ситуацией, сложившейся в обществе. Представления людей о мироустройстве не только отражают объективный уровень познания ими природной реальности, но и раскрывают характер социальной действительности, в которой они существуют. Взаимозависимость миропонимания человека и общественных условий жизни прослеживается с давних времен, однако отлаженная система претерпела модернизацию в связи с появлением нового культурного элемента, ставшего мощным инструментом воздействия на умы людей, − массмедиа.

С появлением интернета облегчен доступ к культурным ценностям, многие учреждения создали сайты. Индивид, не выходя из дома, может ознакомиться с музейными собраниями, послушать записи выступлений выдающихся музыкантов. Таковы приметы формирования современного явления, именуемого медиаполисом. В то же время, констатируют исследователи, в сфере культуры медиаполиса существуют проблемы.

В культурном сознании посттоталитарного общества человек слабо осознается как ценность. В условиях существования множества каналов коммуникации люди разучились общаться, слышать и понимать друг друга. Слабым остается правовое сознание, проблемой является отсутствие четких духовных координат в обществе.

Журналистике в силу предназначения приходится не только осознавать приметы и тенденции социальных трансформаций, но и предлагать пути развития общества, способствовать процессам идентичности, укреплять социальные связи и ценностно-нормативные ориентации населения, журналистике вполне по силам активизация деятельности коммуникативных сообществ с целью выработки согласия, консенсуса вокруг определенных ценностей.

Популярные медийные персоны, преобладающие мнения и оценки являются принадлежностью, считают ученые, не только и не столько формального общения в институциализированных каналах, сколько непосредственного взаимодействия в массе людей, спонтанной коммуникативной практики.

Информационный обмен в каналах массмедиа и устное общение находятся в неразрывной взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга, как относительно автономные системы. О сложном взаимодействии информационного обмена и устного общения размышляют историки российской печати. В каждой массовой аудитории заложен фактор информационного самообслуживания, который является следствием неудовлетворенности ее важных потребностей.

На протяжении веков властные структуры России и во многом элита общества кормили народ информацией с ложки. Среди народа функционировал свой информационный поток, опиравшийся на мифы, слухи, официальные известия, имевший свои средства производства, доставки и передачи информации.

Для мегаполиса, считают исследователи, характерны такие потоки информации, которые объективно свойственны целерациональным действиям людей, так как жизнь в крупных городах при всех удобствах и привлекательности отмечена неуклонно возрастающей взаимозависимостью ее частей, элементов и формирующейся урбанистической среды. В городах раскрывается максимальная зависимость жизнедеятельности человека от надежности функционирования техносферы с ее бесчисленными коммуникациями теплои водоснабжения, обеспечения электроэнергией, различными видами связи.

Целесообразно ли представлять информационную структуру города исключительно как конгломерат средств массовой информации и медийных каналов? Более продуктивно предположить, что информационная структура может выступать и в качестве интегрированной комбинации медийных каналов с организациями города, и в качестве информационной проекции (тени) событий, явлений, процессов жизнедеятельности мегаполиса, и в качестве урбанизированной системы внутренней связи горожан, городских институтов и социальных общностей.

Для осмысления термина «медиаполис» важны представления о социальных системах действия. Т. Парсонс расценивал действие как процесс в системе «субъект – действие – ситуация», значимый с точки зрения мотивации действующего индивида (индивидов).

Рассуждая об информационной структуре медиаполиса, исследователи главным образом подразумевают те социальные связи, которые отражаются в ней во всей полноте их социокультурного содержания. Социальные связи выступают как социальное действие. Социологи понимают социальную связь как организованную систему отношений, институтов и средств социального контроля, сплачивающую индивидов и социальные группы в функциональное целое, обладающее способностью к сохранению и развитию.

Предпосылкой возникновения социальной связи ученые считают социальную зависимость людей, на основе чего строится вся общественная жизнь. Такого рода связь может осуществляться как в форме социального контакта, так и в форме социального действия и взаимодействия. Тем самым в общественной системе коммуникативные отношения можно рассматривать через категорию «социальные связи».

Ученые отмечают, что вся журналистика пронизана социальными связями, на всех уровнях своего функционирования:

  • Во-первых, на уровне журналистского творчества, которое и порождает в соответствии с актуальным социальным заказом образное отражение жизнедеятельности общества, и выражается в произведениях, распространяемых по каналам массовой коммуникации.
  • Во-вторых, на уровне служебных отношений журналиста в редакции (издательского дома, медиахолдинга) и вне редакции (с органами власти и управления, политическими институтами, корпоративным сообществом).

Упомянутые социальные связи, по мнению ученых, служат индикаторами, интерпретация которых позволяет с большой степенью достоверности определить особенности места и роли журналистики в обществе, характер задач, повседневно решаемых средствами массовой информации.

Коммуникативная форма социальных действий подтверждает, что только общественная жизнь придает истинный смысл существованию массмедиа. Совокупность отражаемых социальных действий формирует медиареальность, которая не является чем-то оторванным от мира сего или каким-либо воспарением медийного духа над действительностью, как полагают многие.

Философы считают, что медиареальность образуется в процессе коммуникации, то есть коммуникативную реальность следует воспринимать как особое измерение реальности социума.

Характеризуя социальное пространство мегаполиса, исследователи отмечают, что это некая упорядоченная совокупность социальных классов, общностей, групп, институтов, в социальном пространстве разворачиваются драмы экономического, политического, культурного взаимодействия людей. При этом главным каналом взаимодействия является информационный. Возрастает значение медиа для решаемой в мегаполисе задачи обеспечения диалога в социуме, как по горизонтали, так и по вертикали. Участниками коммуникации являются граждане, выражающие свои интересы и потребности в медийной среде.

Ученые подчеркивают, что возникающая картина информационного взаимодействия – это некоторая реальность, изменчивая и в высшей степени динамичная, это медийное отражение происходящих в городской действительности больших и малых перемен.

Медиареальность мегаполиса распределена по уровням, на которых функционируют информационные каналы и в которых находят выражение те или иные общественно значимые связи, свойственные городскому образу жизни:

  • Во-первых, институциональные, возникающие между учреждениями власти, самоуправления и культуры, образования, отдыха и досуга, церкви.
  • Во-вторых, социальные информационные каналы, отражающие взаимодействие горожан по хозяйственным, управленческим, профессиональным, культурным потребностям.
  • В-третьих, служебные, обеспечивающие функционирование города, как сложного политического, хозяйственного и культурного организма.

Социальные связи могут быть, полагают исследователи, как формализованными, так и обладающими признаками неформального взаимодействия в виде межличностных контактов, включая возможность анонимного использования индивидом канала коммуникации.

Иное распределение уровней социальных связей сопряжено с публичностью участников взаимодействия, которые в соответствии с решаемыми ими задачами выбирают непосредственную связь с органами управления (в медиаполисе она должна иметь характер открытости, прозрачности); традиционные институты культуры и образования (театр, школа, университет, церковь, которые в определенных условиях становятся привлекательными для общества трибунами); средства массовой информации (печать, эфир, сетевая среда) для организации и поддержания в городе социальных связей в их журналистском выражении.

По сравнению с предыдущими эпохами личность получила безграничные возможности самовыражения и самореализации в медийном пространстве, считают ученые. «Человеческий фактор» является важнейшим ресурсом, необходимым для завершения индустриальной фазы и перехода к постиндустриальной фазе развития общества. Такой ресурс невозможно мобилизовать с помощью методов административного контроля и принуждения. Для того чтобы «человеческий фактор» обеспечил успех планов модернизации страны, нужны серьезные инвестиции не только в производственную, но еще более непроизводственную сферу.

В сфере медиа сложились условия для возвышения «человеческого фактора» и дальнейшего полноценного использования в интересах личности и социального сообщества. Горожанам предстоит освоить огромный потенциал свободы, который открывает перед ними медийная инфраструктура. Речь идет о восприятии человеком свободы как непременного условия нормального устройства медиажизни в медиаполисе. Исследователи понимают личную свободу в высоком духовном смысле.

Таким образом, медиаполис представляет рутинную, регулярную практику его обитателей, погруженных во взаимодействие с медиа, а составляющими медиаполиса служат управление и производство, инфраструктура и частная жизнь граждан, массовое сознание и речевое общение. Исследователи воспринимают медиаполис как своеобразное цивилизационное образование, а медиажизнь – как неотъемлемую часть обычной жизни в ее традиционном синкретическом понимании.

Мегаполису свойственны такие потоки информации, которые присущи целерациональным действиям людей. В городах очевидна зависимость жизнедеятельности человека от надежности функционирования техносферы с ее бесчисленными коммуникациями. Информационная структура может выступать в качестве интегрированной комбинации медийных каналов с организациями города, информационной проекции (тени) событий, явлений, процессов жизнедеятельности мегаполиса, урбанизированной системы внутренней связи горожан, городских институтов и социальных общностей.

Социальное пространство мегаполиса, в котором разворачивается взаимодействие людей, представляет упорядоченную совокупность социальных классов, общностей, групп, институтов. Главный канал взаимодействия индивидов – информационный. В мегаполисе возрастает значение деятельности массмедиа в обеспечении диалога в социуме, участниками которого являются граждане, имеющие интересы и потребности в медийной среде.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)