Особенности развития творческих способностей младших школьников

Детский возраст имеет значительный потенциал, необходимый для развития творческих способностей.

Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу.

Важными условиями умственного развития в эти годы являются:

  • подражательность многим действиям и высказываниям;
  • повышенная впечатлительность, внушаемость;
  • направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять.

Учебные занятия служат новым источником роста познавательных сил младших школьников. Большое значение имеет выполнение действий «про себя», во внутреннем плане.

Кроме того, развиваются волевые качества, проявляются особенности не только активности, но и формирующейся саморегуляции.

Важно использовать для обогащения психики присущие детям этого возраста яркое воображение и эмоциональность.

Рассмотренные особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.

Выделяются следующие компоненты творческих способностей:

  1. Мотивационно-творческие – проявление у детей творческой активности, любознательности, стремление к успеху, проявление лидерских качеств.
  2. Интеллектуально-логические – способность анализировать и сравнивать, выделять главное, описывать определенные явления и процессы, способность доказывать свои суждения, давать определения.
  3. Интеллектуально-эвристические – способность осуществлять перенос полученных знаний и умений на решение проблемных ситуаций, способность к фантазии, умению ассоциировать.
  4. Способности к самоорганизации – способность видеть цели, планировать деятельность, способность к объективной самооценке.
  5. Коммуникативные – способность творчески использовать положительный опыт других людей, способность к сотрудничеству и сотворчеству, способность отстаивать собственную точку зрения.

С поступлением в школу огромное значение приобретает воспитание у учащихся готовности к творчеству.

Творчество младшего школьника – это создание им собственного оригинального продукта, в процессе работы над которым он самостоятельно использует свои знания, умения и навыки, полученные им ранее.

Учащиеся обладают потенциальными возможностями, в соответствии с которыми в процессе обучения у них формируются простейшие творческие познавательные процедуры: описание, объяснение, преобразование.

Оптимальные условия для развития творчества школьников имеются на уроках (в ситуациях) творчества

При конструировании уроков (ситуаций) творчества учителю необходимо иметь в виду возможности использования разнообразного учебного материала.

Наибольшую ценность в воспитании творческой личности имеет та часть учебного материала, которая обозначает противоречия и вызывает переживания в результате осмысления проблемы. Проектирование уроков творчества начинается с определения конечной цели и конкретизации результата.

Выделяют принципы организации уроков творчества:

  1. Знания – фундамент творчества. Творчество не игнорирует знания норм. Целесообразное отступление от них позволяет оценить индивидуальность исполнителя. К творчеству ребенка подводят постепенно, основываясь на полученных знаниях, выработанных на практике и закрепленных умениях.
  2. Строгий отбор учебного материала. Строго отобранные учителем сведения, определения, усвоенные учеником, призваны способствовать решению конкретной задачи (или задач).
  3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала. Осмысление изучаемого материала у младших школьников наступает при 100-200 кратном его повторении в различных вариантах.
  4. Разностороннее развитие ученика. Разносторонняя отработка навыков, приемов работы дает возможность ребенку быстрее приспособиться к новым видам труда.
  5. Формирование устойчивого интереса к учению. Поддержанию устойчивого интереса младших школьников к труду способствует частая смена видов работ: на один вид работы отводится 3-5 занятий.
  6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. Творчеством младший школьник овладевает с помощью взрослого. Многократно повторяя упражнения, ученик закрепляет навыки, вырабатывает определенный стереотип. Тем самым высвобождает время для тренировки в творческой деятельности.
  7. Постоянный контроль учителя за работой ученика. Контроль учителя позволяет сохранить у ребенка приобретенный навык.
  8. Индивидуальный подход. Проектирование процесса обучения осуществляется на основе учета интересов и особенностей младших школьников.

Помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить.

Ребенок в результате такой помощи должен научиться:

  1. Удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил.
  2. Видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) – так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память.
  3. Мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

Этих трех «даров» достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться: владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла); создавать «законченную вещь», то есть произведение.

Творческая деятельность младших школьников определяется как продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

В психолого-педагогической литературе приведены определения творческих видов деятельности:

  1. Познание – образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.
  2. Преобразование – творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.
  3. Создание – творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.
  4. Творческое применение знаний – деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Для успешного развития творческих способностей необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей младших школьников:

  • применение на всех занятиях с детьми заданий творческого характера;
  • использование специальных приемов, развивающих творческие способности детей;
  • привлечение родителей к проблеме развития творчества детей.

В своей работе с детьми педагог должен уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.

Включение в содержание учебных занятий методов проблемного метода обучения (проблемного изложения, использование проблемных ситуаций, постановка перед школьниками вопросов, проблемных задач и др.) создает позитивные условия для развития творчества младших школьников.

Особая разновидность учебных задач – задачи на импровизацию – высшая степень проявления творчества.

Например, от копирования лучших образцов произведений живописи, графики, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна учащиеся постепенно подводятся к созданию собственных вариаций и импровизаций.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)