Особенности функций организационной культуры

Организационная культура выполняет важные социальные функции. В отечественной и зарубежной литературе существуют различные подходы к их выделению.

Одним из наиболее обоснованных нам представляется подход В. А. Спивака.

Он выделяет следующие функции организационной культуры:

  • социально-творческая: воспроизводство лучших элементов существующей организационной культуры, создание новых ценностей;
  • оценочно-нормативная функция: оценка реального поведения человека и группы с действующими в организации нормами поведения;
  • познавательная функция: познание и усвоение организационной культуры, осуществляемое на стадии адаптации сотрудника, способствует его включению в жизнь коллектива, в коллективную деятельность, определяет его успешность;
  • смыслообразующая функция: организационная культура влияет на мировоззрение человека, зачастую ценности организации превращаются в ценности личности либо вступают с ними в конфликт;
  • коммуникационная функция: через ценности, принятые в организации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание сотрудников и их взаимодействие;
  • рекреативная функция: восстановление личностного потенциала сотрудника в процессе участия в культурной деятельности организации возможно лишь в случае высокого нравственного потенциала организационной культуры и причастности сотрудника к ней и разделения ее ценностей.

Организационная культура, существующая в организации, способна выполнять две основные задачи — внешнюю адаптацию и внутреннюю интеграцию. Процесс внешней адаптации связан с приспособлением организации к изменчивому внешнему миру, нахождением своего места в нем.

Проблемы внутренней интеграции организации связаны с созданием общего языка и концептуальных категорий, с выбором методов коммуникации.

Для организации важны обе функции — соотнесение особенностей организации с другими организациями по разным основаниям и сплачивание, координация, соотнесение ценностей внутри организации.

Перечисленные выше функции организационной культуры характерны как для западных, так и для российских организаций различного рода. Однако при этом, как показывают исследования, арсенал данных функций в отечественных условиях существенно изменяется и расширяется.

Применение трансформационной концепции менеджмента А. В. Карпова позволяет говорить о появлении новых функций организационной культуры, не описываемых в западной литературе (компенсаторная, психотерапевтическая, диагностическая, самомобилизационная).

Например, компенсаторная функция выступает уже не как дополнительное средство повышения эффективности, а как вынужденный механизм сопротивления и даже просто выживания организаций и их членов в неблагополучных социально-экономических условиях.

Наблюдается усиление своеобразных защитных механизмов у персонала, благоприятные межличностные отношения и чувство причастности к организации как к единой семье становятся и самоцелью, и самоценностью.

Интересно
Отдельно выделяется частная функция организационной культуры, входящая в состав функции внутренней интеграции, — социализация и адаптация новых сотрудников. Уточнением адаптационной функции в организации будет выделение охранной, интегрирующей, коммуникационной, ориентирующей, мотивационной, воспитательной и имиджевой функций организационной культуры по отношению к организации.

Таким образом, можно подчеркнуть, что главная функция культуры организации заключается в том, чтобы сотрудники осознавали свою причастность к общим задачам и делам, следовали сложившимся нормам и ценностям, способствуя благосостоянию и высокой эффективности организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)