Особенности теории справедливости

Одной из широко известных в настоящее время является теория справедливости Д. Адамса. Основное ее положение состоит в том, что люди мотивированы установлением справедливых взаимоотношений с другими членами организации и поэтому они пытаются устранить несправедливость, проявляемую (как им кажется) по отношению к ним самим.

В соответствии с теорией справедливости люди склонны осознаваемо или неосознаваемо сравнивать свой вклад в профессиональную сферу и получаемый результат соответственно с вкладом и результатом других людей.

При этом в качестве вклада может рассматриваться уровень образования, опыт, усилия и умения, а в качестве результата — заработная плата и прочие выплаты, продвижение по служебной лестнице и сопутствующие привилегии.

Считается, что подобные социальные сравнения вызваны пониманием справедливости или равенства. Когда человек заключает, что по сравнению с другими его вклад в деятельность организации соответствует тому, что он получает, это воспринимается им как равенство. Если же та или иная сторона соотношения вклада и результата (например, денежная недоплата или переплата) больше, то возникает несоответствие. Человек может чувствовать в одном случае злость, в другом — вину. Возникает состояние дискомфорта, мотивирующее его к определенным действиям.

В соответствии с теоретическими положениями Д. Адамса имеются следующие методы уменьшения рассматриваемого несоответствия:

  1. Изменение трудового вклада. Например, если человек считает, что он недостаточно вознагражден, то может уменьшить свои усилия. Если же он полагает, что награжден сверх меры, то его личные усилия могут возрасти.
  2. Изменение результатов труда. Например, человек может требовать лучших финансовых условий или больших возможностей в ответ на усилия, которые в настоящее время не вознаграждаются.
  3. Изменение самовосприятия. Например, сотрудник может изменить первоначальное восприятие несоответствия, заключив, что он вкладывает меньше, но получает больше, чем считал первоначально.
  4. Изменение в восприятии других людей, с которыми человек сравнивает себя. Например, человек, испытывающий несоответствие, может заключить, что другой работает усерднее, чем первоначально казалось, и поэтому заслуживает более высокое вознаграждение.
  5. Сотрудник, который прежде был своеобразным образцом для сравнения, больше не является таковым. Например, человек может заключить, что работник, рассматриваемый как образец для сравнения, теперь для этой цели не подходит и должен быть заменен другим, более подходящим специалистом.
  6. 6. Выход из данной ситуации. Например, человек считает, что имеется только один путь, чтобы разрешить ситуацию несоответствия, — перейти в другой отдел или совсем уйти из данной организации.

Соответственно позициям сотрудников при оценке справедливости выбираются и действия руководителя. Один из самых действенных методов — это гласное распределение обязанностей и поощрений, разъяснение выборов руководства в каждом случае.

Имеются данные исследований, говорящие о том, что на основе теории справедливости можно успешно предсказывать поведение людей в организациях, особенно в тех случаях, когда возникают ситуации недостаточного вознаграждения.

Подобные ситуации характеризуются как негативное неравенство. Если же человек полагает, что другие люди, с которыми он сравнивает себя, получают вознаграждение меньшее, чем он, то это неравенство называется позитивным.

Заметим, что данные о поведении сотрудников в таких случаях очень противоречивы.

Обращает на себя внимание и то, что положения теории Д. Адамса не учитывают индивидуальные различия между людьми, которые обусловливают особенности восприятия ими возможных соотношений вкладов и вознаграждений.

Последователи Д. Адамса выделили три следующих типа людей, по-разному воспринимающих ситуации справедливости и несправедливости:

  • Альтруисты. Это люди, которые предпочитают больше давать, чем брать. Поэтому у них нет огорчения, если их вознаграждения оказываются ниже, чем у членов их референтных групп при равных вкладах.
  • Люди, чувствительные к ситуациям равенства. Именно они ведут себя в полном соответствии с теорией справедливости. Они стараются обеспечивать себе такое же соотношение между вкладом и результатом, как у членов их референтных групп. Они испытывают дистресс в условиях несоответствия вкладов и результатов. Это относится и к недоплате, и к переплате.
  • Переоценивающие себя. Это люди, которые полагают, что соотношение между их вознаграждениями и вкладами должно быть выше, чем у членов их референтных групп. Они испытывают дистресс в условиях соответствия вкладов и вознаграждений, тем более в ситуациях недоплаты.

Критический взгляд на теорию справедливости порождает важный вопрос о том, каковы критерии, по которым люди выбирают других с целью сравнения. Д. Адамс и его последователи не дают ответа на этот вопрос, допуская, видимо, возможность использования имеющихся данных о специфике референтных групп.

Однако теория справедливости во многих своих положениях находит подтверждение у ряда исследователей. Получаемые при этом данные имеют прогностическую ценность, способствуя эффективным управленческим рекомендациям.

Подводя итог данной теме, следует обратить внимание, что большинство представленных теорий принадлежит западным, как правило, американским психологам. Это объясняется тем, что большинство из них выполняло социальный заказ на исследования условий, повышающих эффективность деятельности, а, следовательно, и прибыль организаций (фирм, предприятий, учреждений).

В отечественной социальной психологии также проводились исследования, результаты которых использовались для повышения производительности труда в организациях, что позволяло выполнять (и перевыполнять) планы в разных отраслях народного хозяйства. Вопросы научной организации труда, повышения трудовой дисциплины, развитие коллективов и формирование психологического климата в них — эти и им подобные вопросы обсуждались, экспериментально обосновывались, результаты внедрялись в практику социалистического управления.

Большинство исследований основывались на теории деятельности, ее структуре, способностях к исполнению, а также возможностях воздействия на субъектов этой деятельности (А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, Е. А. Климов), а также формировании сознания личности и коллектива, высокий нравственно-духовный уровень которых должен был регулировать производственные отношения (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. Д. Парыгин).

Таким образом, в настоящий период тема профессиональной мотивации сотрудников организации является одной из ведущих в управлении «человеческим капиталом». Еще недавно на первом месте у сотрудников стояли потребности в материальной мотивации своего труда, в последнее десятилетие часто опережают не материальные потребности, а удовлетворенность трудом.

Сотрудники хотят получать моральное удовлетворение от труда, иметь интересную работу, получать новые знания, развивать умения, совершенствоваться как личность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)