Основы информационного права

Роль информации в жизни личности, общества и государства. Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.

Учеными выделяются несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации. Первая информационная революция связана с изобретением письменности, привела к изменениям в хранении информации.

Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению. Вторая информационная революция (середина XVI в.) — изобретение книгопечатания изменила возможности распространения и тиражирования информации.

После изобретения книгопечатания информация стала иметь массовый характер. Третья информационная революция (конец XIX в.) — изобретение электричества, появились телеграф, телефон, радио. Появилась возможность общения на расстоянии в реальном времени. Четвертая информационная революция (середина XX в.) — изобретение вычислительной техники, появление персонального компьютера, создание сетей связи и телекоммуникаций. Телевидение позволило передавать изображение на расстояние.

Пятая информационная революция (конец XX в.) — создание глобальных информационных компьютерных сетей, которые охватывают все страны. Интернет позволяет снять границы в распространении информации и сделать доступной ее для каждого человека.

Информация сегодня превратилась в мощный ресурс, имеющий большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Активно входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет. Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. В настоящее время цивилизация и каждое государство в отдельности, находится в стадии формирования общества нового типа — информационного общества.

Понятие и признаки информационного общества. Информационное общество — это разновидность постиндустриального общества. В таком обществе капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям. Каковы признаки информационного общества?

Это наличие информационного рынка и информационной инфраструктуры (информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов); массовое применение персональных компьютеров; возможность работы в трансграничных сетях (трудовая, коммерческая и иная деятельность в виртуальном пространстве); отсутствие границ между государствами, участниками информационно-телекоммуникационных сетей (Интернет).

Пути перехода России к информационному обществу. Факторы социально-экономического и научно-технического развития страны, свидетельствуют о правильном движении в этом направлении. В общественном мнении существует понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу. Государство вкладывает большие средства для создания информационно-технологического базиса в стране.

Информатизация затронула практически все отрасли хозяйства и сферу государственного управления. Информация становится ресурсом развития наряду с энергией, сырьем и т.д.; сформировался рынок информационных технологий, продуктов и услуг. Имеется развитая система образования и интеллектуального производства ценных знаний. Ежегодно российские специалисты приглашаются зарубежными компаниями для создания интеллектуальной продукции (например, выпускники факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М. В. Ломоносова и др. вузов страны).

Вместе с тем в период глобализма и международной конкуренции важно научиться работать в неблагоприятных для России условиях на мировом рынке нефти и увеличить объем средств, вкладываемых в создание наукоемких производств. Нужно проводить гибкую политику по стимулированию бизнеса к вложению им средств в наукоемкие отрасли, а с другой стороны ограничивать возможности «теневых» и спекулятивных операций в этой сфере, добиться своевременной и полной выплаты налогов.

Углубление интеграции в рамках нового Евразийского экономического союза (2014 г.) следует использовать для восприятия России другими странами, не только как поставщика сырья на мировые рынки, но и как равноправного партнера по информационному обществу. При этом нужно учитывать, что существует конфликт интересов приверженцев «сырьевой» и «информационной» ориентаций развития России.

Государственная политика в области формирования информационного общества. Цель создания информационного общества в России — это формирование единого информационного пространства и вхождение в мировое информационное сообщество. Государством определены приоритетные задачи в области эффективного использования национальных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним; обеспечения граждан общественно значимой информацией и развития независимых средств массовой информации; совершенствования законодательства по регулированию информационных отношений; установления ответственности за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание; защиты законными средствами личности, общества, государства от ложной, искаженной и недостоверной информации.

Решению этих задач посвящена Государственная программа РФ «Информационное общество» (2011 — 2020 годы). Госпрограмма охватывает следующие направления: создание электронного правительства, преодоление цифрового неравенства и развитие новых технологий связи. В программе содержатся конкретные задачи, связанные с развитием технической и технологической основы становления информационного общества; предупреждением угроз, возникающих в информационной сфере.

Предмет и структура информационного права. Информационное право можно определить как совокупность правовых норм регулирующих отношения, возникающие в информационной сфере производства, преобразования и потребления информации. Предмет правового регулирования информационного права составляют отношения, возникающие при обращении информации в результате осуществления информационных процессов.

Общественные отношения, подлежащие правовому регулированию в информационной сфере, возникают при выполнении производства, передачи, поиска, получения и распространения информации. Такие общественные отношения называют информационными, субъекты которых являются носителями взаимных информационных прав и обязанностей.

Субъекты информационных отношений различаются по общеправовому критерию: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, юридические и физические лица, общественные объединения; и по отношению к информации: производители или создатели (авторы) информации, обладатели и потребители информации.

Объектом правоотношений является сама информация в ее многообразных формах (документ, информационные ресурсы и т.д.). Содержание правоотношения — это права и обязанности субъектов, они зависят от вида информационных отношений.

В теории и на практике с учетом вида информации различают правоотношения по поводу информации, которая находится в гражданском обороте (имущественные отношения); в административном обороте (государственное регулирование отношений в информационной сфере); и в общественном (публичном) обороте (сведения информационного характера или массовая информация для населения).

В зависимости от правового режима информации, различают информационные правоотношения в области открытой информации (носят гражданско-правовой и административно-правовой характер); ограниченного доступа к информации (носят административно-правовой и уголовно-правовой характер).

Информационное право как отрасль системы права представляет совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере. В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования деятельности в информационной сфере.

Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой информации (массовой информации, библиотечного и архивного дела) и информации ограниченного доступа (государственной, коммерческой и иной тайны). Информационное право взаимодействует с такими отраслями как конституционное, административное, уголовное, гражданское, предпринимательское, коммерческое, трудовое, международное публичное и частное право.

Структура и состав законодательства в информационной сфере. За период после принятия Конституции РФ (12.12.1993) было сформировано информационное законодательство (свыше 1000 нормативных правовых актов в информационной сфере). Это нормы конституционного уровня, законы и подзаконные акты, регулирующие информационные отношения в различных сферах общественной жизни.

Основополагающими принципами регулирования в данной сфере являются:

  • свобода информации и равенство субъектов информационных отношений;
  • достоверность, полнота и своевременность информации;
  • соблюдение требований законности и правопорядка в информационных отношениях;
  • ограничение доступа к отдельным видам информационных ресурсов, информационная безопасность и защита информации.

Базовым в этой сфере является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

С учетом специфики регулирования отдельных информационных отношений выделяется законодательство о средствах массовой информации; о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг; о средствах связи; об информационной безопасности.

Этапы формирования законодательной базы в сфере обращения информации могут быть представлены следующим образом. На первом этапе с момента возникновения феодального государства и права до крестьянской реформы (IХ в. — 1861 г.) преобладали межгосударственные торговые отношения Киевской Руси с др. государствами, которые защищались как государственные интересов (тайна). С началом ведения хозяйственной деятельности заключаются договоры с условием защиты торговых и профессиональных секретов (промысловая и фабричная тайна).

На втором этапе в период утверждения и развития капитализма в России (1861—1917 гг.) промысловая тайна введена в рыночный оборот и это понятие прочно утвердилось в законодательных актах Российской империи. На третьем этапе в период существования Советского государства (1917—1991 гг.) произошло превращение «промысловой тайны» в «государственную» и «служебную» тайну.

Законы Российской империи, позволявшие надежно защищать производственную и коммерческую тайны были отменены. Государство издает перечень сведений, составляющих государственную тайну — три открытых общесоюзных перечня (1926, 1947, 1956 гг.), и девять закрытых перечней.

С 1930 по 1985 г. сформированы основные параметры системы защиты государственных секретов, которая заимствована современными службами безопасности для защиты интересов предпринимателей. В период 1985—1991 гг. были приняты важнейшие законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, которые заложили основу нового законодательства РФ в информационной сфере.

На четвертом этапе — период «реставрации капитализма» (с 1992 г. по настоящее время) — характерным является переход от социализма к капитализму, что обусловливает коренные изменения в правовой системе, включая регулирование и защиту информации. В России сформирована правовая база перехода страны на «новый технологический уклад» с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Приняты Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и часть четвертая ГК РФ, что способствует развитию информационного законодательства. Реализуются Федеральные целевые программы: «Информационное общество (2011—2020 годы)», «Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014—2020 гг. и на перспективу до 2025 г.

Право на информацию. Защита информации с ограниченным доступом. Основной объем информационных прав и свобод содержится в ст. 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Правовой режим информационных ресурсов можно определить как комплекс правил в сфере информации, информационных технологий, информационной безопасности, закрепленных правовыми нормами.

Различают общий правовой режим ресурсов, который основан на принципе свободы доступа к информации, и специальный режим, он связан с ограничением прав граждан в информационной сфере. Содержание правового режима информационных ресурсов включает порядок документирования информации, доступа к информационным ресурсам и принятие мер по охране информации.

Конституция закрепляет принцип открытого получения и использования информации, кроме той ее части, доступ к которой ограничен в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Информация с ограниченным доступом — это сведения, их носители, засекреченные путем установления ограничений на распространение такой информации и на доступ к ее носителям. По правовому режиму и субъектному составу информация ограниченного доступа делится на «государственную тайну» и «конфиденциальную информацию».

Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Государство в отношении таких сведений имеет монопольное право засекречивать и рассекречивать информацию, разрешать допуск и доступ к информации, требовать защиты и привлекать виновных к ответственности.

Виды конфиденциальной информации перечислены в Указе Президента Российской Федерации от 06.03.97 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия и имя, дата рождения, социальное или семейное положение и др.

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, охраняются уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Запрещается разглашение сведений, полученных в ходе дознания и предварительного следствия без согласия лица, производящего дознание, следователя и прокурора.

Служебная тайна — защищаемая конфиденциальная информация, ставшая известной лицу в органах государственной власти, в органах местного самоуправления в силу исполнения служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен на основании закона.

Профессиональная тайна — это сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами (нотариальная, адвокатская, врачебная и др.). Информация, составляющая коммерческую тайну, — это сведения, связанные с предпринимательской деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами.

Правовые основы обеспечения информационной безопасности. Информационная безопасность — это состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере от внутренних и внешних угроз, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Доктрина информационной безопасности РФ определила национальные интересы РФ в информационной сфере. Важнейшим направлением деятельности в этой сфере является обеспечение баланса информационных интересов личности, общества и государства (виды информационной безопасности).

Информационная безопасность личности — это состояние и условия жизнедеятельности личности, при которых реализуются ее информационные права и свободы. Интересы личности в информационной сфере в основном связаны с соблюдением и реализацией прав граждан на неприкосновенность частной жизни, защиту информации, обеспечивающей личную безопасность.

Угрозы интересам личности могут проявляться в результате принятия и применения правовых актов, противоречащих конституционным правам граждан, нарушения прав граждан в области массовой информации, манипулирования информацией (сокрытие и искажение).

Информационная безопасность общества — состояние защищенности духовных, социальных, экономических и других ценностей общества от внешних и внутренних угроз информационной сферы. Интересы общества в информационной сфере касаются построения правового и информационного общества, сохранения нравственных ценностей, приоритетного развития информационных технологий, и др.

Угрозы информационной безопасности могут проявляться в виде неисполнения требований закона, дезинформации информации, усиления информационной зависимости от зарубежных инфраструктур, нарушения прав в сфере оборота информации (утечка и др.).

Информационная безопасность государства — состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности от угроз информационной сферы.

В качестве внешней угрозы информационной безопасности РФ может рассматриваться: обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами, деятельность международных террористических организаций и разведывательных служб иностранных государств, ведение против России информационной войны.

Внутренние угрозы информационной безопасности РФ определяются как критическое состояние отечественных отраслей промышленности, сращивание государственных и криминальных структур в информационной сфере (доступ к конфиденциальной информации) и др.

Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере чаще всего может быть в виде возмещения убытков и др., предусмотрена в информационном законодательстве и ГК РФ, подразделяется на договорную и внедоговорную ответственность.

Первая возникает при нарушении условий договора по поводу, например, соблюдения конфиденциальности сделки или времени передачи информации, а вторая наступает за причинение вреда, который не связан с неисполнением договорных обязательств.

В информационной сфере действующим законодательством предусмотрен перечень мер административного характера, применяемых к правонарушителям (предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения правонарушения и др.). Различают административно-правовые санкции, которые непосредственно связаны с информацией, и иные составы действий, квалифицируемых в качестве административных правонарушений в информационной сфере.

Уголовный кодекс РФ устанавливает значительное количество норм, в соответствии с которыми деяния, совершенные в информационной сфере, признаются уголовно наказуемыми. Нормы рассредоточены в различных главах УК РФ (преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19), преступления в сфере компьютерной информации (гл. 28) и др.) и предусматривают за совершение преступлений различные виды наказания, такие как: штраф, исправительные работы, лишение свободы на определенный срок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)