Публично-правовой (административный) оборот информации
Государственное управление информационной сферой осуществляется в широком смысле всеми ветвями государственной власти, а в узком смысле — органами исполнительной власти по различным вопросам, в части касающейся личности, общества и государства.
Федеральное Собрание Российской Федерации (РФ) рассматривает и принимает законы в информационной сфере, в т.ч. бюджет на информатизацию. Президент РФ вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает законы, утверждает программы развития, издает указы в сфере информации.
Совет Безопасности РФ разрабатывает стратегии в области внешней и внутренней политики по информационной безопасности (ИБ), рекомендации по совершенствованию системы обеспечения ИБ. Судебные органы осуществляют судебную защиту граждан и организаций, чьи права были нарушены в связи с их деятельностью в информационной сфере.
Правительство РФ организует выполнение законодательства по реализации информационных прав граждан и организаций; разрабатывает и исполняет федеральные целевые программы по информатизации; федеральные органы исполнительной власти осуществляют координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и государственный учет в информационной сфере (реестры, кадастры, списки и перечни).
Можно выделить общие полномочия органов государственной власти по управлению этой сферой. Это разработка и реализация государственной политики через программы федерального и регионального масштабов (например, ФЦП «Информационное общество» и др.); защита прав физических и юридических лиц в информационной сфере (охрана прав разработчиков и потребителей информационных продуктов, пресечение недобросовестной конкуренции на информационном рынке и др.); осуществление государственного контроля за информационной сферой.
Деятельность органов государственной системы защиты информации реализуется на основе подчиненности Президенту Российской Федерации, а также основывается на разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по защите информации.
Структурно государственную систему защиты информации образуют следующие органы, организации и предприятия:
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ;
- Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная служба охраны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ и их структурные подразделения по защите информации;
- головные и ведущие научно-исследовательские, проектные и конструкторские организации органов государственной власти по защите информации;
- предприятия, проводящие работы по оборонной тематике с использованием сведений, отнесенных к государственной или служебной тайне, их подразделения по защите информации;
- высшие учебные заведения и институты повышения квалификации по подготовке и переподготовке кадров в области защиты информации;
- прочие предприятия, специализирующиеся на проведении работ в области защиты информации.
Основными задачами государственной системы защиты информации являются:
- проведение единой политики по регулированию и защите информации в оборонной, политической, экономической, научно-технической и других сферах деятельности;
- исключение или затруднение добывания информации различными средствами разведки;
- контроль проведения работ по защите информации в органах государственного управления и хозяйствующих субъектах;
- выявление, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, общества и государства в информационной сфере;
- осуществление судопроизводства по делам o преступлениях в данной области;
- осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности.
Исходя из задач государственной системы защиты информации, можно выделить следующие направления работ по защите информации:
- обеспечение эффективного управления и совершенствование законодательства в сфере обращения информации;
- разработка и реализация организационно-правовых и иных мероприятий по защите информации;
- определение сведений, охраняемых от различных средств разведки, и демаскирующих признаков, раскрывающих эти сведения;
- анализ и оценка реальной опасности перехвата информации средствами разведки;
- выявление возможных каналов утечки охраняемой информации;
- организация аналитической работы и проведение контроля состояния защиты информации.
Следует отдельно сказать о роли государства в области охраны государственной тайны и защиты конфиденциальной информации. Компетенция государственных органов, обеспечивающих охрану государственной тайны, определена Конституцией РФ и федеральными законами.
Федеральное Собрание РФ принимает законы по вопросам государственной тайны (ГТ); определяет средства бюджета на реализацию программ по защите ГТ. Президент РФ утверждает перечень должностных лиц, имеющих право относить информацию к ГТ, и перечень информации, относящейся к ГТ; утверждает структуру Межведомственной комиссии по информационной безопасности при Совете Безопасности РФ; определяет полномочия должностных лиц, ответственных за обеспечение соблюдения ГТ в Администрации Президента РФ.
Правительство РФ исполняет законодательство о государственной тайне; предлагает Президенту РФ перечень должностных лиц, имеющих право относить информацию к ГТ, и методику разработки перечня сведений, относящихся к ГТ; определяет льготы для граждан, чья деятельность связана с ГТ; организует разработку и выполнение государственных программ, направленных на защиту ГТ. Органы исполнительной власти, образующие систему сил и средств обеспечения безопасности РФ осуществляют непосредственное государственное управление по обеспечению режима соблюдения государственной тайны (ФСБ, МВД, Минобороны, СВР РФ и др.).
Органы государственной власти наделены определенной компетенцией по обеспечению режима конфиденциальной информации. В частности, органы государственной власти обязаны обеспечивать защиту информации, полученной на законных основаниях от разглашения и неправомерного использования при выполнении должностными лицами своих служебных обязанностей.
Государственные и муниципальные служащие без согласия обладателя конфиденциальной информации не вправе разглашать или передавать другим лицам ставшую известной им в силу служебных обязанностей конфиденциальную информацию за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.
Важнейший принцип, действующий в системе органов власти, сводится к тому, что конфиденциальная информация должна охраняться должностными лицами как служебная тайна, а случае нарушении конфиденциальности информации, виновные лица должны нести ответственность. Кроме того, на органы государственной власти возложены обязанности по работе с персональными данными, составляющими тайну частной жизни (лицензирование деятельности, связанной с персональными данными; регистрация массивов и держателей персональных данных и др.)
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях о и защите информации» регулирует отношения по предоставлению информации из государственных информационных ресурсов (ИР). Основными принципами обеспечения права на доступ к информации органов власти являются: презумпция доступности и открытости информации, достоверность и полнота информации, своевременность предоставления информации, защита права на доступ к информации, в т.ч. в судебном порядке.
Законом установлен порядок получения информации гражданами в государственных органах. Лица, запрашивающие информацию, обладают равными правами на доступ к ресурсам, и не обязаны обосновывать необходимость получения запрашиваемой ими информации, кроме сведений ограниченного доступа.
Доступ к информации может осуществляться в порядке ознакомления с документами, содержащими запрашиваемую информацию; получения копии документа или выдержки из него; получения справки, содержащей запрашиваемую информацию. В запросе на информацию должны быть указаны реквизиты лица, обратившегося за получением информации. Законом определяется, что ответ заявителю должен быть дан не позднее 30 дней.
Нужно также иметь в виду, что Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» содержит положения о том, что правомерный доступ лиц к государственным ИР, является основой общественного контроля в данной сфере.
Закон определяет, что повышение информационной открытости деятельности органов власти должно обеспечиваться путем создания общегосударственных информационных ресурсов с предоставлением доступа к ним через сеть Интернет; системы учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации о деятельности органов власти.
Важное значение для распространения сведений о деятельности органов власти имеет формирование в России электронного правительства. Это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг.
Система электронного документооборота государственного управления основана на автоматизации управленческих процессов в масштабах страны. Минимизировано личное общение между представителями государства, бизнеса, гражданами, в то же время максимально используются ИКТ. Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 г. Правительством РФ. Реализация идеи началась в рамках ФЦП «Электронная Россия» (2002—2010 гг.) и продолжается — ФЦП «Информационное общество» (2011—2020 гг.).
В современный период функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства. Создан единый Портал государственных и муниципальных услуг, что обеспечивает регистрацию и защиту персональных данных, возможность подавать заявления в электронной форме и получать услуги.
Действует единая система межведомственного электронного взаимодействия государственных органов, призванная обеспечивать передачи сообщений между подключенными к ней информационными системами государственных органов. Информационная система головного удостоверяющего центра позволяет в условиях формирования единого пространства поддерживать доверие электронной подписи.
Разработаны государственные информационные базы данных, содержащие сведения о регистрации права собственности на недвижимое имущество и на транспортные средства; о регистрации граждан по месту жительства и пребывания; о постановке лиц на налоговый учет, которые в настоящее время активно используются гражданами и организациями. Ведется работа по внедрению единой системы учета актов гражданского состояния, но для этого потребуется разработка единых правил перевода бумажных архивов ЗАГС, хранящихся в субъектах РФ, в электронный вид.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу