Гражданско-правовой оборот информации

В гражданском обороте информация, имеющая коммерческую ценность, отличается определенными признаками. Информация может существовать независимо от своего создателя в виде символов, знаков, что делает возможным ее экономический оборот.

Информация обычно отображается на материальном носителе, вследствие чего возникает двуединство информации и того материального носителя, на котором она отображена. Одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц и быть использована неограниченное количество раз.

Существование информации в определенной организационной форме (документ и т.д.) позволяет юридически закрепить принадлежность ее конкретному лицу. В этой связи важно подчеркнуть, что Закон об информации ввел понятие документированной информации, т.е. информации закрепленной на материальном носителе. Поэтому правовой защите подлежит зафиксированная на материальном носителе документированная информация, позволяющая ее идентифицировать.

Предприниматели проявляют коммерческий интерес не к любой информации. Учитываются потребительские свойства информации удовлетворять потребности того, кто ею обладает. Например, техническая и технологическая информация имеют более длительный жизненный цикл, чем деловая информация.

Конечно, важнейшим свойством информации является ее цена, которая определяется с учетом таких факторов как: затраты на разработку информационного продукта, качество представленной информации, ожидаемый спрос на предлагаемый информационный продукт, уровень ожидаемой прибыли от использования информации.

Нужно иметь в виду, что ценность информации по-разному проявляется на различных фазах жизненного цикла продукции в процессе инновационной деятельности, направленной на освоение новшества, содержанием которого чаще всего является не изобретение, а информация, составляющая коммерческую тайну (ноу-хау).

Характеристика обращения информации в гражданском обороте. Производство и реализация товаров (работ, услуг) обычно связаны с использованием различной технической, технологической и деловой информации, одна часть которой является открытой, а другая — закрытой.

Открытая информация — не скрывается производителем и коммерсантом. Она общеизвестна, представляет познавательный интерес и используется в процессе производства и реализации товаров. Закрытой является информация, которая специально скрывается и защищается производителем от посторонних лиц с использованием института коммерческой тайны, поскольку дает преимущество перед конкурентами.

Объективно коммерческая тайна возникает в процессе производства конкурентоспособного товара или иной деятельности, содержащей элементы новизны, основывающейся на использовании коммерчески значимой информации (КЗИ). Предприниматель, заботясь об увеличении своей прибыли, вынужден засекречивать определенные сведения с грифом коммерческой тайны, и ограничивать доступ к ним.

Можно говорить об объективном процессе возникновения коммерческой тайны на любом этапе жизненного цикла производства товаров (работ, услуг), что обусловлено конкуренцией в рыночной экономике. Предприниматель, который принимает меры в отношении сведений, благодаря использованию которых его товар (работа, услуга) становится конкурентоспособным, в состоянии получать стабильно прибыль и держаться в условиях конкуренции, образно говоря, «на плаву». И наоборот, тот, кто пренебрегает этим правилом и недооценивает преимущества использования КЗИ, рискует оказаться банкротом.

В каких же формах существует коммерческая тайна в процессе производства и обмена товаров? В сфере общественного производства на этапе разработки и освоения новой техники, КЗИ проявляется в форме технических и технологических секретов (ноу-хау, секрет производства), а на этапе обмена (купли-продажи) товаров — в форме деловых секретов, охраняемых институтом коммерческой тайны.

Обращение коммерческой информации при заключении сделок. Наиболее интересной и вместе с тем сложной представляется внешнеторговая сделка, рассмотрим ее основные этапы. Первый этап представляет собой предконтрактную подготовку для продавца и покупателя.

Продавец в этот период, используя данные результатов маркетинговых исследований, которые носят конфиденциальный характер, активно воздействуют на рынок, прежде всего с помощью рекламы, с тем, чтобы возбудить интерес к своей продукции потенциальных покупателей.

Покупатель (импортер) товаров также изучает рынок, старается воздействовать на него с тем, чтобы обострить конкуренцию между продавцами (экспортерами), активизировать предложение товара, побудить экспортеров к понижению цен на товары, и таким образом выбрать наиболее подходящего партнера. По результатам позицирования товара на рынке продавец (экспортер) делает свое предложение на продажу товара.

Организация-импортер знакомит с этим предложением будущего потребителя товара и, убедившись, что параметры товара удовлетворяют требованиям заказчика, направляет запрос экспортеру с просьбой направить коммерческое предложение на товар, т.е. оферту, содержащей сведения, необходимые для принятия решения о заключении контракта.

Экспортер изучает запрос и согласовывает с изготовителем товара возможность его поставки. В этом процессе задействованы различные службы организаций экспортера и изготовителя товара (финансово-экономические, юридические, маркетинга, транспортные и др.). По результатам согласования готовится оферта и направляется покупателю (импортеру).

Получив оферту, импортер согласовывает с потребителем товара целесообразность заключения сделки на предложенных условиях и направляет экспортеру акцепт оферты. Такие действия означают решимость импортера заключить договор. На этапе предконтрактной подготовки стороны должны учитывать взаимные коммерческие интересы и исключать случаи, ведущие к потере конфиденциальности коммерческой информации. В этих целях они могут заключить соглашение о конфиденциальности информации.

Второй этап сделки связан с проведением коммерческих переговоров по согласованию условий и заключению контракта. Стороны информируют друг друга о степени конфиденциальности предоставляемой информации, касающейся предмета договора. Обязательства сторон о неразглашении полученной информации можно закрепить в протоколе о намерениях, который подписывается до начала переговоров.

После решения вопроса о гарантиях соблюдения конфиденциальности стороны переходят непосредственно к переговорам по выработке условий контракта. Речь идет о согласовании предмета договора, коммерческих, технических, транспортных, юридических и иных условий.

Перед подписанием контракта стороны должны получить в соответствующих организациях своих стран экспортную и импортную лицензии, в случае если товар подлежит лицензированию. О получении лицензии стороны обязаны уведомить друг друга. После решения этого вопроса стороны подписывают контракт о поставке товара. Вместе с контрактом могут быть подписаны отдельные соглашения о командировании специалистов, техобслуживании и другие.

В контракте стороны, как правило, отдельным разделом предусматривают условие о конфиденциальности.

Третий этап сделки связан с ее исполнителем со стороны экспортера. Экспортер заказывает изготовителю товар, подлежащий поставке импортеру, согласно контракту. Затем изготовителем (импортером), либо экспортером осуществляется фрахтование транспорта для перевозки товара. Импортер обеспечивает платеж за товар. Это может быть подтверждено либо банковской гарантией оплаты, либо открытием аккредитива, либо переводом аванса, а также использованы другие способы расчета, принятые в коммерческой практике.

Экспортер после получения от покупателя гарантий оплаты направляет поручение на экспедирование и таможенное декларирование груза, а также оформляет через свой банк паспорт сделки, который вместе с таможенной декларацией является основанием для пропуска товара через таможенную границу Российской Федерации. Импортером могут быть затребованы от экспортера сертификаты соответствия товара требованиям безопасности и происхождения товара.

После оформления названных документов, экспортер информирует импортера о готовности товара к отгрузке, отгружает товар покупателю и ставит его в известность о факте отгрузки. В своем банке экспортер получает валюту в оплату за товар, осуществляет платежи в бюджет, рассчитывается с изготовителем товара и иными кредиторами.

Органы валютного контроля и др. государственные органы могут запрашивать любую, в том числе закрытую коммерческую информацию, касающейся обоснованности платежей в иностранной валюте, учета и отчетности валютных операций. В данном случае субъекты коммерческой деятельности обязаны по запросу государственного органа предоставить такую информацию для проверки.

Четвертый этап сделки связан с ее исполнением со стороны импортера. Отгруженный экспортером товар поступает на таможенный склад в стране покупателя — импортера, который оплачивает таможенную пошлину, налоги и сборы. Для получения товара из таможни покупатель должен предъявить таможенным органам ввозную грузовую декларацию, товарораспорядительные документы, квитанции об оплате налогов и сборов и другие документы. После получения товара импортер продает его потребителю и производит расчеты с бюджетом и кредиторами.

Для третьего и четвертого этапов характерным является соблюдение сторонами условий конфиденциальности сделки, кроме случаев, когда в силу закона, они обязаны предоставить сведения, составляющие коммерческую тайну по мотивированному запросу в таможенные, налоговые и иные государственные органы.

Информационное обеспечение гражданского (торгового) оборота. В начале перехода России к рыночной экономике была разрушена ранее существовавшая в СССР система информационного обеспечения управления народным хозяйством, которая не была рассчитана на обслуживание легализованной предпринимательской деятельности. Предприятия вошли в рыночные отношения, не имея соответствующего этим отношениям рынка информационных услуг, который практически стал формироваться в нашей стране с нулевой отметки в 2000 г.

Для предпринимателей остро встал вопрос о сборе, получении и распространении информации технического, технологического и делового характера. Наглядно это видно на примере торговли. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» содержит ряд статей, посвященных информационному обеспечению торговой деятельности.

Разрешен обмен информацией между хозяйствующими субъектами торговой деятельности посредством использования сети «Интернет». Обязательным становится предоставление информации в федеральный центр субъектами РФ, ведущими торговый реестр и др. Спрос на ту или иную информацию способствовал формированию различных видов информационных ресурсов.

Постепенно в российской экономике обозначились звенья, участвующие в производстве, распространении и потреблении информации, что дает основание говорить о сложившейся структуре информационного рынка. Первая группа — это государственные и коммерческие структуры, специализирующихся на накоплении первичных массивов информации.

Имеют мощные информационно-аналитические службы и работают «под заказ», либо предлагают готовые продукты. Вторая группа — это информационноаналитические подразделения, работающие в интересах конкретной организации.

Развитие структуры информационного рынка требует надежного обеспечения его инфраструктуры (оперативная связь, электронная подпись и др. меры по защите информации). Решение этих вопросов становится актуальным, поскольку условие конфиденциальности сопровождает весь жизненный цикл обращения информации: ее производство, обработку, хранение, тиражирование, передачу, распространение, поиск, получение и потребление.

Положительным является формирование предпринимательским сообществом системы сбора и распространения коммерческой информации. Сегодня на уровне хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса разработаны и действуют собственные системы сбора и распространения коммерческой информации. Коммерческая информация может быть получена, в одном случае, с использованием внутренних подразделений, которые проводят анализ и выдачу рекомендаций в интересах одной структуры.

В другом случае — путем заключения договора с информационным агентством, которое оказывает консалтинговые услуги, используя собственные электронные архивы. Заключению договора с информационным агентством предшествует проведение коммерческих переговоров и подписание договора о неразглашении коммерческой информации.

На региональном уровне действуют ряд структур. Прежде всего, это межрегиональные маркетинговые центры, которые образуют диверсифицированную систему информационного обеспечения. Система позволяет получить информацию о технологиях, о тех, кто хочет купить или продать товары и др. информацию. Идет процесс формирования региональных центров информационного обмена, которые призваны обеспечивать единое информационное поле для малого предпринимательства в условиях инновационного развития.

Проблемным является создание товарной информационной системы федерального уровня. Предполагается, что первичная подготовка информации о товарах и услугах должна осуществляться в локальных базах данных организаций и предприятий, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, а затем сведения должны передаваться в федеральную систему для интегрирования и показа в сети Интернет. Представляется, что такая информация должна предоставляться потребителю по его запросу бесплатно и беспрепятственно, что будет создавать условия для прозрачности товарного рынка.

Общая характеристика корпоративного и трудового регулирования отношений по поводу информации. Право юридических лиц на информацию, выражается в возможности создания ими с учетом профиля деятельности и решаемых задач собственной корпоративной информационной системы.

Обеспечение безопасности функционирования этой системы занимает особое место в деятельности коммерческой организации. Это объясняется тем, что информация является связующим элементом, пронизывающим все производственные и коммерческие процессы, служит важным рычагом получения прибыли. От осуществления этого права зависит степень самостоятельности организации на представительство и защиту своих частных интересов в информационной сфере.

В организациях и на предприятиях корпоративное регулирование выполняет три важнейших функции: регулятивную (устанавливает и уточняет субъективные права и юридические обязанности по поводу информации), конкретизирующую (оперативно, применительно к конкретной ситуации в сфере обращения информации уточняет положения Закона о коммерческой тайне и иных актов) и правовосполнительную (по усмотрению организации осуществляет урегулирование отношений в информационной сфере, которые не урегулированы нормами законодательства).

Реализация названных функций позволяет значительно расширить границы гражданско-правового регулирования и охраны КЗИ с использованием норм корпоративного права. В организациях давно сложился механизм договорного регулирования трудовых отношений в сфере обращения информации.

Он включает такие элементы, как: согласование условий по охране конфиденциальности информации в трудовом договоре; определение прав и обязанностей работодателя и работника; оформление подписки работника о неразглашении КЗИ и ознакомление его с правилами (инструкция, памятка и т.д.) поведения по охране КЗИ; обжалование работником в судебном порядке незаконного установления режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей.

В рамках этого механизма существует проблема допуска лиц к коммерческой тайне. За последние 20 лет в стране происходит наращивание объемов секретной информации не государством, а частными компаниями, что сопровождается вовлечением в этот процесс миллионов людей и необходимостью оформления им допуска к коммерческой тайне.

Специальные правовые нормы, регулирующие порядок допуска лиц к КЗИ, отсутствуют. Каждая организация устанавливает свои правила, которые не всегда соответствуют закону. Не разработан механизм, сдерживающий секретность бизнеса, и обеспечивающий прозрачность его действий по отношению к обществу, государству и личности. Нет контроля со стороны государства за разработкой и реализацией бизнесом собственных систем безопасности, которые ограничивают доступ общества и государства к информации, а иногда и просто нарушают права граждан.

Возникает вопрос: какие меры, следует предпринять, чтобы исключить произвол коммерческих структур в области допуска лиц к информации, составляющей коммерческую тайну? На наш взгляд, государство должно установить жесткие правила допуска граждан к КЗИ. Применяемые службами безопасности формы и методы должны отвечать требованиям законности и не нарушать права лиц на доступ к информации.

В первоочередном порядке следует решить вопрос о законности действий администрации при проведении проверочных мероприятий в отношении лиц, поступающих на работу. Корпоративные акты, определяющие порядок допуска лиц к КЗИ, не должны противоречить законодательству. На основании закона нужно упорядочить порядок обмена информацией между организациями в случаях направления запросов по прежним местам работы лиц, оформляемых на допуск, и главное — усилить контроль правоохранительных органов за допускной работой в организациях.

Гражданско-правовое договорное регулирование информации. Учитывая, что в информационной сфере обращается не только открытая, но и закрытая информация, можно выделить основные этапы договорного регулирования отношений в этой сфере. Первый этап (с 60-х гг. XX в.) характеризуется созданием и освоением в промышленном производстве новой техники, технологии и материалов. Объектом договорных отношений была продукция научных организаций и предприятий. Основными видами договоров, которые активно использовались предприятиями в конце 80-х годов, были следующие.

Договор на создание научно-технической продукции. Особенностью договора являлось определение объема работы в целом, например, создание технологической линии основного производства завода. Такой вид договора предусматривал выполнение полного цикла работ: научные исследования — разработки — производство — сбыт — обслуживание. Для этих целей создавались научно-производственные объединения.

Договор на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских (технологических) работ мало, чем отличается от предыдущего, пожалуй, только меньшим объемом работы и возможностью раздельного проведения НИР и ОКР.

Договор на передачу (тиражирование) научно-технической продукции. В соответствии с условиями договора предусматривалась возможность многократной передачи научно-технической продукции по договорной цене.

Второй этап (начиная с 80-х гг.) договорного регулирования был связан с широким внедрением в различные отрасли народного хозяйства электронно-вычислительной техники (ЭВМ), персональных компьютеров и программных средств (ПС) к ним. Появление машинной информации и необходимость ее обработки с помощью программных средств ЭВМ потребовали принятия специального законодательства. Применительно к данному этапу договоры могут быть сгруппированы следующим образом.

Договор на разработку и передачу программных средств. Предметом этого договора являются отношения по выполнению НИР и ОКР, передача результатов заказчику, оказание научно-технических и информационных услуг, направленных на внедрение и обслуживание программных средств.

Договор на оказание научно-технических услуг пользователям программных средств. Поставляемые программные средства включают программы на материальных носителях и эксплуатационную документацию. Договор заключается в целях обучения персонала заказчика работе на ЭВМ с использованием новых ПС.

Договор на выполнение информационно-вычислительных работ (услуг). Пользователям оказывались информационно-вычислительные услуги с предоставлением машинного времени ЭВМ. Обработка информации могла осуществляться по договору аренды ЭВМ либо проката программных средств.

В начале 90-х годов происходит массовое внедрение компьютерной техники на предприятиях. Надобность в услугах по выполнению информационно-вычислительных работ постепенно отпадает. Начиная с этого времени, появляется информационно рынок в нашей стране.

Третий этап (с 90-х гг. по наст. время) связан с обособлением нового вида общественных отношений — информационных, с освоением экономикой информационного ресурса как товара. Появление субъектов информационного рынка и различных видов информационных ресурсов потребовали от государства правового регулирования этих отношений.

Был принят ряд специальных законов «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006), посвященные регулированию информационных отношений, и др.

В современный период можно говорить о сложившейся системе договоров в информационной сфере. Первую группу образуют договоры на оказание информационных услуг, которые следует признать традиционными и общепризнанными. Этот вид договора повсеместно используется участниками рыночных отношений.

Вторую группу составляют договоры на выполнение работ в информационной сфере, связанные с проведением маркетинговых исследований, анализом и обработкой информации на ЭВМ. Третью группу образуют договоры, касающиеся возмездной передачи информационных продуктов. К их числу относятся договоры купли-продажи и поставки информационных продуктов.

Цель и принципы установления режима коммерческой тайны в организациях. Безопасность организаций означает такое состояние правовых, коммерческих и производственных отношений при котором обеспечивается противодействие угрозам, осуществляется защита КЗИ, что способствует стабильному функционированию.

Целями организаций в области безопасности являются: защита прав организаций и их работников во взаимоотношениях с органами власти, партнерами и конкурентами; поддержание стабильного внутреннего порядка управления; повышение конкурентоспособности товаров, и недопущение зависимости от недобросовестных партнеров; получение преимуществ на приоритетных направлениях научных исследований, укрепление интеллектуального потенциала организации.

Достижение целей в области безопасности требует соблюдения основных принципов:

  • законность мер по установлению режима коммерческой тайны и его обеспечению;
  • самостоятельность и ответственность подразделений по обеспечению безопасности организации;
  • экономическая целесообразность мероприятий по обеспечению безопасности, реализация которых не должна приводить к снижению экономических показателей деятельности организации.

Управление системой обеспечения безопасности организации. Система безопасности организаций строится по линейному принципу с наличием вертикальных и горизонтальных связей. Основными звеньями системы являются: совет директоров, правление общества, генеральный директор и его заместитель по вопросам безопасности, служба безопасности.

Служба безопасности (СБ) обеспечивает функциональное управление деятельностью в сфере безопасности, осуществляет координацию всех структурных звеньев. Административно-распорядительная функция СБ реализуется путем подготовки решений по установлению и поддержанию режимов безопасности, определения компетенции подразделений и работников. Реализация учетно-контрольной функции связана с выделением критически важных направлений деятельности, обнаружением угроз стабильности и устойчивости организации.

Реализация социально-кадровой функции состоит в подборе и расстановке кадров, выявлении негативных тенденций в трудовых коллективах и возможных причин социальной напряженности, в предупреждении и локализации конфликтов. Важнейшей является информационно-аналитическая функция (сбор, накопление и обработка информации, относящейся к сфере безопасности).

Правовой статус, структура и численность работников СБ определяется руководителем организации. Коммерческая СБ взаимодействует с правоохранительными органами, оказывает содействие в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений, а также с аналогичными подразделениями внешних организаций.

Выбор организационной структуры службы безопасности обусловлен особенностями установления режима коммерческой тайны и его обеспечения на малом, среднем и крупном предприятии. Определение оптимальных параметров СБ зависит от направлений деятельности, где обращается КЗИ и тех угроз, которые представляют опасность для организации. Реализация мероприятий по обеспечению безопасности не может быть возложена лишь на одну СБ, — это задача всех подразделений и работников организации.

Сущность комплексной системы защиты информации в организации. Доктрина информационной безопасности РФ отдельно не выделяет угрозы интересам организаций и меры по их предупреждению, поэтому организации вынуждены формировать собственную систему обеспечения безопасности.

Содержанием комплексной системы безопасности любой организации являются: «интересы — угрозы — защита». Для построения системы нужно определить цели и принципы информационной безопасности организации, уяснить какие угрозы, могут нарушить безопасность организации и какие меры защиты нужно предпринять, чтобы предупредить действие неблагоприятных факторов (угроз).

В организациях и на предприятиях применяются в основном две группы «режимных мер». Первая группа это мероприятия подготовительного характера: изучение оперативной обстановки для выявления угроз безопасности организации, определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, закрепление в корпоративных актах требований к лицам, допускаемым к секретам, определение порядка учета, хранения и обращения конфиденциальных документов и изделий, разработка мер организационно-технического и иного характера по противодействию разведывательной деятельности конкурирующих фирм, осуществление мероприятий защиты в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений.

Вторая группа — это мероприятия обеспечительного характера: контроль состояния режима в хозяйственной деятельности и формирование базы данных о нарушениях в информационной сфере; предупреждение нарушений режима в процессе производства товаров (работ, услуг); пресечение незаконных действий путем передачи материалов о нарушениях в следственные органы, возмещение убытков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)