Основные принципы оказания помощи детям с отклонениями в речевом развитии

В предыдущих главах было представлено много фактов, свидетельствую-щих о том, что недоразвитие речи — это целый комплекс когнитивных, язы-ковых, коммуникативных, эмоциональных, соматопсихических, социальных проблем, изменяющих весь жизненный уклад ребенка.

Без преувеличения можно сказать, что это определяет качество его жизни, его социальный статус. У здоровых детей с того момента, когда начинает формироваться речь, появляется не только новое средство общения, но и новая форма репрезентации внутреннего мира, собственных переживаний.

С другой стороны, они обретают новое средство получения знаний об окружающем мире, которые не могут получить в непосредственном опыте. Владение речью дает возможность через социальное взаимодействие приобрести социальный опыт, познать законы социального     взаимодействия     между    людьми.

Умело    пользуясь     этими эксплицированными       и     имплицитными       законами,      дети     приобретают определенный статус в макро- и микросоциуме, среди взрослых и сверстников. Как известно, умение эффективно строить дискурс в процессе социальных интеракций сильно влияет на статус ребенка в среде сверстников.

Как отмечалось в предыдущих главах, у многих детей с недоразвитием речи все это происходит иначе, с опозданием, менее благополучно, нередко ста-новится источником хронической фрустрации.

Причина этого понятна: у них нарушено формирование самой значимой в социальном и психологическом смысле функции — коммуникативно-речевой.

Все виды социального взаи-модействия как со взрослыми, так и со сверстниками происходят посредством вербальной коммуникации. Поскольку у большинства детей с HP это слабое место, социальные интеракции у них происходят недостаточно успешно.

Практически у всех это приводит в той или иной степени к недостаточной социальной                       успешности,      низкому     социальному     статусу,     социальной дезадаптации, проявляющейся как на уровне микро-, так и макросоциума.

Сложность положения таких детей усугубляется тем фактом, что в силу сложившего стереотипа мышления общество склонно видеть лишь верхушку этого айсберга — речевой недостаток ребенка, не подозревая обо всех остальных проблемах, переживаниях в его жизни. Именно поэтому сложилось ошибочное представление, что все, в чем нуждаются дети с недоразвитием речи, — это логопедическая помощь.

Учитывая столь широкий круг проблем, имеющийся у таких детей, оказание помощи следует рассматривать шире — как абилитацию, то есть формирование широкого круга способностей, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Конечная цель — повышение уровня адаптивности достигается за счет опоры на сохранные функции, формирование коммуникативных навыков с учетом тех речевых и неречевых возможностей, которые имеются у ребенка, создания резервных средств коммуникации и более активного использования невербальных форм мышления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)