Исследование морфологических показателей

Основная задача в исследовании этих показателей — соотнесение успеш-ности оперирования ребенком системами аффиксов при словоизменении и словобразовании с возрастной нормой. Обычно для этого ребенку предлагают ответить на определенные вопросы (с опорой на картинку), предусматривающие использование определенного падежного окончания существительного или прилагательного, временных или числовых окончаний глаголов и т. п.

Более адекватной представляется фиксация использования соответствующих грамматических форм в спонтанной речи. Однако это создает некоторые технические сложности и более трудоемко.

Еще одним методическим приемом может быть использование деформированных (аграмматичных) фраз, которые ребенок должен оценить с точки зрения их правильности и исправить ошибки. Ниже приводится диагностический материал для такого исследования.

Приведенные ниже задания включают модифицированные приемы, опи-санные в книге Э. С. Бейн, М. К. Бурлаковой, Т. Г. Визель.

Опыт использования этих заданий позволяет предполагать, что первая часть каждого из разделов (оценка правильности грамматической конструкции) характеризует преимущественно состояние метаязыковых функций, а вторая — собственно языковых операций.

Перед     исследованием     ребенку     дается     инструкция:      «Выслушай предложение, которое я тебе прочитаю, и ответь: правильно оно построено или нет, так говорят или допущена ошибка?» Во второй половине задания ребенок должен не только оценить, но и исправить неверную грамматическую конструкцию.

За каждый неверный ответ испытуемый получает I штрафной балл. Таким образом, суммарный результат будет соответствовать количеству ошибочных ответов.

Хотя в разных разделах содержится неодинаковое количество заданий и абсолютное количество полученных штрафных баллов неравноценно, после перевода сырых оценок в шкальные данное различие

 

нивелируется.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)