Основные особенности эпохи Просвещения
В XVIII веке на европейской почве появляется интеллектуальное движение, получившее название «Просвещение».
И хотя его идеи были прямым продолжением философского и научного наследия XVII века, что дало основание для многих исследователей включать этот период в общее понятие «Философия и наука Нового времени», однако Просвещение существенно конкретизировало традиции XVII века. При этом выявились интересные особенности философской мысли: восходящая к именам английских мыслителей Бэкона и Локка философия нашла своих талантливых продолжателей во Франции, в частности, в лице Дидро и Гольбаха, а идеи француза Декарта вдохновили немца Иммануила Канта.
В это время было издано выдающееся произведение великого шотландского философа и экономиста Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В нем нашло обобщение столетнее развитие экономической мысли. Ученый глубоко и всесторонне рассмотрел теорию стоимости и распределение доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику и финансы государства. Этот труд перевернул сознание всей мыслящей Европы.
Учение французского естествоиспытателя Жана Батиста Ламарка, создавшего целостную концепцию эволюции живой природы, выдвинуло на передний план идею развития в качестве теории и метода познания действительности. Он одновременно с немецким ученым Г.Р.Тревиранусом ввел термин «биология».
Величайшим взлетом немецкой гуманистической культуры явились творения таких гигантов философской мысли, художественной эстетики и поэзии, как Иоганн Вольфганг Гете и Иоганн Фридрих Шиллер. Если первый еще был естествоиспытателем, то второй – создателем теории «эстетического воспитания» как способа достижения справедливого общественного устройства.
Эпоха просвещения – необходимая и очень важная ступень в мировой истории человечества. Основная ее задача – на основе развития науки и культуры обновление всех сторон жизнедеятельности общества, введение передовых достижений науки в сознание широких народных масс и тем самым освобождение их от невежества и темноты. В это время появляется вера в творческую помощь человеческого разума. Лозунг просветителей «8ареге аude!» – стремись к мудрости, умей жить собственным умом – как раз символизирует эту веру в разум человека.
Кажется, впереди – счастливое будущее человечества, которое построят свободные от любой зависимости люди, творчески преобразуя окружающий мир и самих себя. Марксизм в свое время очень высоко оценил Просвещение,
справедливо указав на его роль в формировании духовных основ последующих буржуазных революций.
Немецкие философы XX века М. Хоркхаймер и Т. Адорно в книге «Диалектика Просвещения» особо подчеркивают призыв
просветителей к необходимости расширения поля действия разума, освобождения людей от страха и невежества и превращения их в подлинных хозяев своей судьбы. Они верили в силу науки, которая может коренным образом изменить общество.
Еще одна особенность Просвещения – большое внимание практической, идеологической стороне разрабатываемых учений, избегая построения громоздких теоретических схем или концептов.
Раз так, то давайте посмотрим на особенности идеологии:
- Вера в светлое будущее образованного человечества, где восторжествует разум.
- Освобождение людей от пут отсталых обычаев и традиций через их основательную, научно обоснованную критику.
- Необходимость открытия широкой дороги для развития науки и техники, стремление создать программу Просвещения, пропаганда роли науки и техники в построении будущего счастливого общества.
- Защита естественных, неотъемлемых и гражданских прав человека.
- Освобождение философии от бездоказательных абстрактно-метафизических систем.
- Освобождение людей от тисков слепой религиозной веры через критику религии и пропаганду материалистической
философии.
Таким образом, главной отличительной чертой Просвещения является антифеодальная направленность, стремление создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека.
А так как наша задача – выявление основных тенденций в образовании и воспитании эпохи Просвещения, то мы остановимся, прежде всего, на наследии французских просветителей, так как именно они сделали очередной прорыв в этой области.
- Генезис этнопедагогики
- Связь этнопедагогики с народной педагогикой и педагогической антропологией
- Этнопедагогика как научная дисциплина в рамках общей педагогики
- Этнопедагогика
- Проблема религиеведческой безграмотности и пути ее преодоления
- Воспитание в Турции
- Воспитание в Курдистане
- Воспитание в Ливане
- Система воспитания в Исламе
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу