Основные особенности эпохи Просвещения

В XVIII веке на европейской почве появляется интеллектуальное движение, получившее название «Просвещение».

Впервые термин «Просвещение» встречается у Вольтера, Гердера и других, но утвердился после статьи Канта «Что такое Просвещение».

И хотя его идеи были прямым продолжением философского и научного наследия XVII века, что дало основание для многих исследователей включать этот период в общее понятие «Философия и наука Нового времени», однако Просвещение существенно конкретизировало традиции XVII века. При этом выявились интересные особенности философской мысли: восходящая к именам английских мыслителей Бэкона и Локка философия нашла своих талантливых продолжателей во Франции, в частности, в лице Дидро и Гольбаха, а идеи француза Декарта вдохновили немца Иммануила Канта.

Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом, который систематизировал учение Лейбница. Не только немецкие философы, но и русские, например, Ломоносов, учились у Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватывающую основные области философии культуры.

В это время было издано выдающееся произведение великого шотландского философа и экономиста Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В нем нашло обобщение столетнее развитие экономической мысли. Ученый глубоко и всесторонне рассмотрел теорию стоимости и распределение доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику и финансы государства. Этот труд перевернул сознание всей мыслящей Европы.

Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук, получили дальнейшее развитие физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Большое значение имели открытия в области математики, ибо они позволили понять происходящие процессы в их точном количественном выражении.

Учение французского естествоиспытателя Жана Батиста Ламарка, создавшего целостную концепцию эволюции живой природы, выдвинуло на передний план идею развития в качестве теории и метода познания действительности. Он одновременно с немецким ученым Г.Р.Тревиранусом ввел термин «биология».

Интересно
Нельзя не отметить и выдающуюся роль Готхольда Эфраима Лессинга – основоположника немецкой классической литературы и борца за принципы просветительского реализма; Иогана Готфрида Гердера – немецкого философа, критика, эстетика; немецких философствующих романтиков: философа культуры, критика, языковеда и писателя Фридриха Шлегеля и протестантского теолога и философа, переводчика Платона на немецкий язык Фридриха Шлейермахера. Большой вклад внесли и братья Александр и Вильгельм Гумбольдты (первый – естествоиспытатель, географ, второй – филолог, философ, дипломат).

Величайшим взлетом немецкой гуманистической культуры явились творения таких гигантов философской мысли, художественной эстетики и поэзии, как Иоганн Вольфганг Гете и Иоганн Фридрих Шиллер. Если первый еще был естествоиспытателем, то второй – создателем теории «эстетического воспитания» как способа достижения справедливого общественного устройства.

Эпоха просвещения – необходимая и очень важная ступень в мировой истории человечества. Основная ее задача – на основе развития науки и культуры обновление всех сторон жизнедеятельности общества, введение передовых достижений науки в сознание широких народных масс и тем самым освобождение их от невежества и темноты. В это время появляется вера в творческую помощь человеческого разума.  Лозунг просветителей «8ареге аude!» – стремись к мудрости, умей жить собственным умом – как раз символизирует эту веру в разум человека.

Кажется, впереди – счастливое будущее человечества, которое построят свободные от любой зависимости люди, творчески преобразуя окружающий мир и самих себя. Марксизм в свое время очень высоко оценил Просвещение,
справедливо указав на его роль в формировании духовных основ последующих буржуазных революций.

Немецкие философы XX века М. Хоркхаймер и Т. Адорно в книге «Диалектика Просвещения» особо подчеркивают призыв
просветителей к необходимости расширения поля действия разума, освобождения людей от страха и невежества и превращения их в подлинных хозяев своей судьбы. Они верили в силу науки, которая может коренным образом изменить общество.

Еще одна особенность Просвещения – большое внимание практической, идеологической стороне разрабатываемых учений, избегая построения громоздких теоретических схем или концептов.

Раз так, то давайте посмотрим на особенности идеологии:

  1. Вера в светлое будущее образованного человечества, где восторжествует разум.
  2. Освобождение людей от пут отсталых обычаев и традиций через их основательную, научно обоснованную критику.
  3. Необходимость открытия широкой дороги для развития науки и техники, стремление создать программу Просвещения, пропаганда роли науки и техники в построении будущего счастливого общества.
  4. Защита естественных, неотъемлемых и гражданских прав человека.
  5. Освобождение философии от бездоказательных абстрактно-метафизических систем.
  6. Освобождение людей от тисков слепой религиозной веры через критику религии и пропаганду материалистической
    философии.

Таким образом, главной отличительной чертой Просвещения является антифеодальная направленность, стремление создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека.

С этой целью просветители хотели осуществить начертанный Ф. Бэконом план «великого восстановления наук», связывающий социальный прогресс с прогрессом научным.

А так как наша задача – выявление основных тенденций в образовании и воспитании эпохи Просвещения, то мы остановимся, прежде всего, на наследии французских просветителей, так как именно они сделали очередной прорыв в этой области.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)