Основные положения педагогической акмеологии

Педагогическая акмеология как наука о путях достижения профессионализма в труде ориентирована на осознание восхождения личности к высокому уровню компетентности и профессионального мастерства и открывает перспективы создания акмеологической модели профессиональной подготовки педагогов.

Как отмечает Н.В. Кузьмина, педагогическая акмеология – прикладная наука, имеющая своим предметом стороны и уровни профессионализма педагога, условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости и личности педагога.

Содержание педагогической акмеологии, подчеркивает А.А. Деркач, определяется спецификой профессионализма педагога, своеобразием сочетания объекта, условий, способов и технологий, результатов в труде педагога, поэтому акмеологическая направленность педагогической деятельности способствует достижению педагогом вершин профессионализма, состоящего в гуманистической ориентации на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов, в выборе педагогом способов и средств своей деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентаций, целей учащихся.

Она уделяет большое внимание тому, как человек в процессе усвоения социальных и профессиональных нормативных требований определяет для себя оптимальную индивидуальную стратегию (акмеограмму) достижения вершин профессионализма и зрелости с учетом неповторимого сочетания своих потребностей, возможностей и способностей.

В отличие от педагогики акмеология изучает соотношение общего личностного развития человека с профессиональным, взаимосвязь этапов его социализации и профессионализации.

А.А. Деркач отмечает, что акме следует определять не по отдельным, даже очень высоким достижениям, а по соотношению достигнутого человеком и максимума, и его еще не полностью реализованных при этом возможностей, его неисчерпаемого потенциала.

Развитие акмеологии обусловлено необходимостью изучения целостного образа человека, включая исследование процесса формирования, становления и закономерностей развития человека на этапе его взрослости, учитывая особенности его личной истории на предшествующих возрастных стадиях.

Это исследование дает возможность проанализировать предпосылки, которые благоприятствуют формированию его как профессионала высокого класса с учетом всех сторон зрелости человека.

Акмеологию как понятие, обозначающее психологию зрелости или взрослости, ввел Н.А. Рыбников (1928 г.).

Под акме в профессиональной деятельности подразумевается устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области.

Возникнув как новая парадигма на стыке наук общественных, технических, гуманитарных и естественных, акмеология решает задачи выявления оптимальных факторов и условий, которые позволяют взрослому человеку состояться как индивиду, личности и субъекту деятельности, т.е. достичь своего акме (прежде всего в профессиональной деятельности).

Развитие акмеологических идей связано с именем Б.Г. Ананьева, который является основоположником психолого-акмеологической теории фундаментального образования.

Определение творческой готовности к предстоящей деятельности как способности к ее осуществлению сформулировано Б.Г. Ананьевым в книге «Очерки психологии». Ученый отмечал, что способность к конкретной деятельности формируется в ходе этой деятельности.

В образовании способностей и таланта играют известную роль естественные особенности личности. Есть определенные природные различия, природные особенности человека, прежде всего, мозговой работы, которые являются известными анатомо-физиологическими предпосылками, задатками к развитию человеческих способностей, т.е. готовности к определенной успешной деятельности в той или иной отрасли.

При изучении совокупности всех процессов становления индивидуальности Б.Г. Ананьева особенно интересовали феноменология, закономерности и механизмы, результатом проявления и действия которых выступает достижение человеком в его целостном развитии и такого звена в нем, как психика уровня оптимума, или акме.

Сведенные в строгую систему факты, полученные при решении этой проблемы, привели к созданию в научной школе Б.Г. Ананьева новой ветви в человекознании – акмеологии, представляющей собой новаторский вклад в понимание условий, которые необходимы, чтобы человек, развиваясь как индивидуальность в своих ипостасях индивида, личности и субъекта, через микроакме выходил бы на уровни своих больших акме на ступени взрослости.

Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина назвали акмеологией науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека.

Акмеология − комплексная наука, в контексте акмеологического подхода наработаны и обобщены значительные массивы данных, освещающих феноменологию, закономерности и механизмы движения к вершинам не индивидного и не личностного развития, а по существу − профессионального в различных сферах профессиональной деятельности, то эти результаты, без сомнения, представляют интерес для педагогики.

Определенную ценность для педагогики представляют и работы акмеологов, нацеленные на теоретическое обоснование и на создание, а также на практическое применение методов, которые обеспечивают более или менее значительные − по параметрам глубины, широты, длительности эффекта и др. − подвижки человека с более низкого уровня выполнения им профессиональных обязанностей на другой − более высокий, вплоть до превращения в творца, новатора, мастера.

Решение этих и многих других проблем привели, как уже было отмечено выше, к возникновению педагогической акмеологии как нового конкретного направления в развитии акмеологии.

Акмеологическая направленность – это качественная характеристика общей направленности личности, ориентирующая ее на прогрессивное профессиональное развитие и саморазвитие, на максимальную творческую самореализацию как в профессиональной сфере, так и в жизнедеятельности в целом.

Ее структура включает следующие компоненты: профессионально- ценностные ориентации (социально обусловленные и личные ценности педагогической деятельности); профессиональное целеполагание (осознание социально-педагогических целей и др.); профессиональная мотивация (интерес к процессу и содержанию педагогической деятельности и др.); стремление к профессиональному успеху (мотивация достижения, стремление к саморазвитию, готовность к творческой профессиональной деятельности и др.).

Результатом акмеологической направленности личности становятся зрелость, профессионализм, профессиональное развитие, профессиональное становление, профессиональная карьера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)