Обучение и воспитание в Древнем Риме

Начнем с рождения детей.

«Детская смертность была очень высока, роды – занятием рискованным во всех отношениях. Детям не давали имен и не праздновали их появления на свет, пока они не достигали восьмилетнего возраста, но и после пережить детские годы было трудно», – пишет в книге «Римская цивилизация» Паула Джеймс – специалист по классическому периоду цивилизации.

Воспитанием детей родители состоятельных семей практически не занимались. Историк Таций с осуждением писал о сложившейся практике поручать няням своих дочерей и сыновей.

«Матери, – пишет далее Паула Джеймс, – которые занимались воспитанием своих детей, часто делали это по принуждению, повинуясь мужу. Материнские чувства, конечно, были, но искаженные традицией авторитарного воспитания и родительской строгости. Сыновей в «хороших» семьях следовало готовить к службе обществу, как военной, так и политической… Вынянчивать детей чужими руками было в обычае не только богатых».

В качестве примера она приводит книгу Брэдли, в которой описывается роль нянь в воспитании детей в самых разных слоях общества. Создавались специальные дома для совместного проживания нянь и их воспитанников, что способствовало коллективному воспитанию.

В элитных же домах довольно часто случалось так, что хозяйского ребенка выкармливали и воспитывали вместе с ребенком раба.

Интересно
Когда в Риме появились школы, вопрос спорный, но уже в эпоху роста Республики существовали частные школы, где за очень дешевую плату дети получали первоначальное образование. В школе дети обучались у так называемого литератора грамматике и арифметике, заучивали наизусть стихи и законы (этот метод активно используется при обучении детей в медресе). Дисциплина в таких школах была сурова не менее спартанской и поддерживалась палкой и розгой: знаменитый поэт Гораций в одном из своих посланий вспоминает «драчливого» учителя Орбилия, от которого ему, видимо, немало доставалось.

Учебных дней в году было немного: длинные каникулы и частые праздники отнимали много времени. Параллельно с обучением наукам шло обучение гимнастике, военным упражнениям, верховой езде.

Образование девочек оканчивалось большей частью начальной школой, мальчики же из зажиточных семей переходили в обучение к так называемому грамматику, то есть получали среднее образование, состоявшего в изучении латыни, а впоследствии греческого языка, знание которого для каждого образованного человека считалось необходимым. Изучение производилось путем чтения поэтов, стилистического разбора их сочинений и заучивания последних наизусть.

В I веке до н.э. знатные и богатые римские юноши от грамматика переходили к ритору, у которого изучали судебное и политическое красноречие.

В эпоху империи при все более сложных требованиях, которые предъявляла жизнь огромного государства к представителям правящего класса, расширялись и рамки образования: к предметам прибавились геометрия и музыка. Государство теперь само начинает принимать участие в постановке дела образования. При императоре Веспасиане (I век новой эры) риторы стали получать содержание от казны.

Римляне не создали крупных педагогических теорий, хотя в сочинениях отдельных ораторов и философов, например, у Цицерона и Сенеки, встречаются ценные рассуждения педагогического характера. Известно, например, блестящее славословие образованию и науке, которое произнес Цицерон в своей речи за поэта Архия и которое было переведено М.В. Ломоносовым:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут…
Науки пользуют везде –
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Некоторого рода педагогическую систему мы находим, пожалуй, у ритора Марка Фабия Квинтилиана в сочинении «Об образовании оратора». Этот труд долгое время был основной книгой по педагогике. Наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах. В данном сочинении содержится ряд тонких и глубоких соображений, многие из которых не утратили своего значения до сих пор. Например, отстаивается приоритет школьного образования перед домашним, критикуются телесные наказания, обосновывается важность правильного обучения языку, подчеркивается необходимость индивидуализации преподавания.

Интересны требования, которые Квинтилиан предъявляет к учителю как к нравственной и интеллектуальной личности. Учитель должен быть нравственным примером для своих учеников, должен хорошо владеть предметом, проходить известный стаж в начальной школе перед тем, как приниматься за преподавание в школе средней.

Педагогика Квинтилиана имеет двоякое значение в истории: с одной стороны, она представляет сумму римского педагогического опыта, с другой, она сыграла большую роль в те времена, когда европейская мысль обратилась к изучению античной литературы: гуманисты, а за ними и педагоги Нового времени испытали на себе и отразили в своих сочинениях влияние идей римского ритора.

Об учителях высказывались и такие великие римляне, как Катон Старший и Гораций:

«Велик тот учитель, – писал Катон Старший, – который исполняет делом, чему учит»2.
«Если ты учишь, – говорил Гораций, – старайся быть кратким, чтоб разум послушный тотчас понял слова и хранил бы их в памяти верно!»

Завершая разговор о педагогике древнего мира, нельзя не сказать, хотя бы очень кратко, о народной педагогике, сыгравшей решающую роль в духовном и физическом развитии людей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)