Основные направления снижения затрат на закупки

Затраты закупочной деятельности делятся на:

  1. Постоянные затраты: арендная плата, проценты по кредиту, заработная плата АУП и т.д.
  2. Переменные затраты: расходы сырья и материалов, заработная плата производственных рабочих, затраты на технологические топливо и энергию и т.д.
  3. Смешанные затраты.

По видам операционной деятельности выделяют затраты:

1. На размещение заказа:

  • Маркетинговые издержки;
  • Трансакционные издержки по поиску возможных поставщиков и установлению с ними деловых контактов;
  • Мониторинг поставок, командировочные расходы;
  • Расходы, связанные с содержанием офиса;
  • ФОТ с отчислениями службы закупок и др.

2. Капитальные затраты (на закупку):

  • Стоимость товаров;
  • Налоги, включаемые в цену (возмещаемые);
  • Таможенные пошлины и др.

3. Транспортные (транспортно-заготовительные затраты):

  • Расходы по погрузке в транспортные средства, перевозке, разгрузке и приемке;
  • Плата за хранение товаров в местах приобретения, на железнодорожных станциях, пристанях, в портах;
  • Наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые посредническим организациям;
  • Стоимость страхования товаров на время транспортировки и потери;
  • Плата по процентам за предоставленные кредиты и займы и др.

4. Затраты, связанные с хранением и переработкой запасов:

  • Земельный налог,
  • Амортизация основных фондов,
  • Налог на имущество,
  • Коммунальные платежи;
  • Энергия и топливо на основные нужды;
  • ФОТ с отчислениями основного и управленческого складского персонала;
  • Техническое обслуживание и ремонт основных средств;
  • Налоги, страхование запасов при хранении;
  • Потери, связанные с физическим и моральным устареванием запасов.

Отделы закупок, как и другие функциональные структуры, должны управлять своими затратами и стремиться их снижать.

К методам сокращения затрат на закупки относятся:

1. Программы сокращения затрат подразумевают:

  • определение участков, где можно сократить затраты,
  • установление требуемых целей,
  • проведение анализа вариантов сокращения или недопущения затрат
  • получение одобрения у руководства на их реализацию,
  • измерение динамики снижения затрат по конкретным направлениям,
  • составление необходимых отчетов,
  • использование результатов отдельных сокращений затрат или полного их устранения при оценке работы персонала.

2. Управление изменениями цен. Менеджеры по закупкам должны стараться не допускать повышения продавцом цен и не относиться к этому, как к затратам «ретранслируемого» типа (т.е. затратам, которые можно переложить на поставщика, взаимодействовать с поставщиками и препятствовать повышению ими цен, добиваясь, чтобы цены всегда устанавливались обоснованно и были справедливыми). Более того, отдел закупок должен регулярно анализировать все цены.

Применяемая система управления изменением цен должна, предусматривать, чтобы отдел закупок:

  • определял, как изменение цены повлияет на компанию в целом (в денежном выражении);
  • просил поставщика предоставить обоснование изменения цены;
  • поручал менеджерам заниматься анализом изменившихся цен;
  • разрабатывал стратегии, учитывающие повышение цены.

Чтобы ограничить рост цен, менеджеры должны включать в условия договора статьи о сохранении цены в течение установленного времени, а также о своевременном уведомлении другой стороны об изменении цены.

3. Контракты на льготных условиях (льготы за объем закупок) – это способ согласования закупок между различными бизнес-единицами или подразделениями компании.

Кумулятивные скидки за большой размер заказа позволяют покупателю объединять совершаемые в течение определенного времени закупки, получая за счет этого более низкие цены на размещаемые в течение года дополнительные заказы. Этот подход становится все более популярным, особенно у компаний, которым необходимо совершать небольшие, но частые закупки для внедрения режима JIT.

4. Системные контракты или общие заказы – это способ сокращения затрат, связанных с материальными ресурсами, за счет снижения закупочной цены единицы ресурса и затрат на транспортировку, содержание запасов и административных расходов.

Системные контракты заключаются на определенный объем продукции, закупаемой в установленный период времени. Продавец поставляет продукцию на предприятия в заказанных количествах, а платежи осуществляются по мере реального совершения закупок.

Достигнутая договоренность обеспечивает достаточную гарантию для продавца, и поэтому он может более активно заниматься крупными покупками у своих поставщиков. И выгодны покупателю, так как его общие затраты снижаются.

Основное преимущество заключается в том, что цена, о которой стороны договорились остается фиксированной в течение всего срока действия контракта. О системных контрактах также часто говорят как о закупках, не приводящих к накоплению запасов, так как компании не нужно иметь запасы закупаемых материальных ресурсов.

Целями системных контрактов являются:

  • снижение уровня запасов;
  • сокращение числа поставщиков;
  • сокращение административных расходов и объема канцелярской работы;
  • сокращение числа закупок с небольшой стоимостью, которые лица, занимающиеся закупками, должны обрабатывать (за счет чего происходит увеличение времени, доступного для выполнения других, более важных видов деятельности);
  • предоставление возможности поставщикам заключать более крупные в денежном выражении сделки;
  • обеспечение своевременной доставки материальных ресурсов непосредственно до пользователя;
  • стандартизация там, где это возможно, закупаемых единиц.

Системные контракты лучше всего подходят для часто закупаемой продукции с низкой денежной стоимостью и относительно высокими административными расходами и расходами на обработку заказа.

Эта система требует следующего:

  • идентификации подходящих поставщиков;
  • выбора поставщика;
  • работы с каталогом стандартизированной продукции, имеющейся в наличии на момент размещения заказа;
  • определения приемлемых методов коммуникаций при размещении и выполнении заказов;
  • идентификации мест приема грузов;
  • мониторинга показателей поставщика, связанных с доставкой продукции в пределах заданных временных параметров;
  • определения методов оплаты товаров, полученных за установленный период времени.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)