Основные методы ценообразования

Под методом ценообразования понимается совокупность приемов установления цены нового изделия или изменения существующей цены известного.

Методы ценообразования делятся в основном на три группы:

  1. Затратные – основанные на определении либо полных издержек, либо прямых затрат, пошедших на изготовление продукции; при этом цена определяется добавлением к затратам фиксированной величины – прибыли, которую предприятие рассчитывает получить.
  2. Рыночные – ориентирующиеся в основном на спрос товара на рынке. При этом предприятие, принимая за основу цены конкурентов, устанавливает в соответствии с ними собственную цену, учитывая разницу в качестве, характеристиках товара, его ассортименте и т.п. (при условии, что сравниваемый товар конкурентоспособен).
  3. Эконометрические – связанные с установлением цен на новые изделия на основе цен ранее освоенной аналогичной продукции.

Эконометрические методы позволяют рассчитать цену практически любого изделия (всегда найдется более или менее близкий к новому образец с известной ценой), поэтому они являются универсальными. Они также и наиболее распространены, поскольку предприятия постоянно расширяют производство новых видов продукции.

Эта продукция чаще всего не заменяет ранее освоенную и не увеличивает ассортимент, а дополняет уже существующий параметрический ряд изделий. Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одинаковых функций и отличающихся друг от друга значениями основных техникоэкономических параметров.

Анализ затрат при производстве изделий, входящих в параметрический ряд, показывает, что они в общем пропорциональны величине их технико-экономических параметров. По аналогии эта зависимость может быть распространена и на цену изделий.

Эконометрический метод построения цен на продукцию одного параметрического ряда, отличающуюся уровнем потребительских свойств, называется параметрическим (или нормативно-параметрическим). Параметрический метод позволяет количественно выразить связь между ценой изделия и его важнейшими технико-экономическими параметрами.

В общем виде эта связь выглядит следующим образом:

Ц = Ц0 × К1 × К2 ×… × Кn,

  • где Ц, Ц0 – цены нового и базового изделий соответственно;
  • К1, К2, … Кn – соотношение одноименных параметров нового (П) и старого (П0) изделий (К  П1 , К  П2 ,…К  Пn ).
  • 1 2 n
  • 01 02 0n

К основным модификациям параметрического метода формирования цены относятся следующие:

  1. Метод удельной цены. Применяется при обосновании цены изделия с ведущим технико-экономическим параметром. Определение цены нового образца осуществляется через оценку единицы параметра: цена старого образца делится на величину его параметра, и полученное удельное значение умножается на величину параметра нового изделия. Как правило, таким путем определяется верхний предел цены изделия. Таким методом оцениваются различные приборы, моторы, двигатели, бытовая техника и пр.
  2. Метод балльных оценок. Используется для оценки изделия, имеющего эргономические характеристики (свойства, которые не могут быть выражены количественно). При этом цена изделия определяется следующим образом. Группой экспертов (специалисты, производители, заказчики) оценивается как можно больше качеств известного и нового образцов в баллах по заранее оговоренным шкалам, результаты суммируются, и способом, аналогичным предыдущему, определяются цена одного балла и затем цена нового образца. Метод используется для оценки таких потребительских товаров, как одежда, обувь, парфюмерия и др.
  3. Агрегатный метод. Служит для определения цены сложного (комплексного) изделия (или услуги), если известны цены его составных частей (или операций). Цена определяется как сумма составляющих с учетом коэффициентов, отражающих оригинальность узлов, условия сборки, улучшение качества сложного изделия и т.п.
  4. Метод регрессионного анализа. Применяется для оценки изделий, представляющих собой сложные многокомпонентные смеси, композиции, или обладающих несколькими технико-экономическими параметрами. Метод заключается в выводе уравнения регрессии, показывающего зависимость цены изделия определенного параметрического ряда от его состава или параметров. Данные для уравнения получают при испытании изделия в лабораторных условиях (например, на стенде) либо статистическим путем.

При этом из общего уравнения:

Ц = f (x1,x2,…xn),

  • где Ц – цена изделия;
  • x1, x2, … xn – доля компонентов его состава или величина параметров, в зависимости от объема полученной информации математическим путем выводятся уравнения регрессии различных видов, например:
  • линейное
  • второй степени

Ц = а + ∑ ?? ??,

Ц = а + ∑ ?? ?? + ∑ ?? ??2

и т.д., где а, b, с – эмпирические коэффициенты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)