Основные методы планирования количественной потребности в персонале

Кадровое планирование – это поэтапный процесс, включающий в себя определенные последовательные виды деятельности:

  1. Определить степень воздействия организационных целей на подразделения организации.
  2. Выявить будущие кадровые потребности организации, например, определение числа необходимой квалификации будущего персонала и общего числа сотрудников, которые требуются для достижения поставленной цели.
  3. Сформулировать количество и качество дополнительной потребности в персонале с учетом имеющихся работников в организации.
  4. Разработать конкретный план действия по ликвидации потребностей в персонале.

Одним из наиболее важных и сложных этапов является установление необходимого персонала за определенный период профессиональных компетенций, которыми он должен обладать.

При планировании потребности в персонале различают:

  • количественную, определяемую плановыми расчетами потребность в численности работников как отдельно по подразделениям, так и в целом по организации, либо по отдельным критериям качественной потребности (например, сколько необходимо служащих определенного профиля). Она включает анализ планируемой организационной структуры, различного рода требований технологических, научно–исследовательских и других, на основании которых прогнозируются изменения числа персонала в организации;
  • качественную потребность, связанную с формированием определенного перечня качественных показателей персонала, необходимого для осуществления плана организации. Она определяется, исходя из профессионально–квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно–технологической документации на рабочий процесс; требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест; штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей; а также документации, регламентирующей различные организационно–управленческие процессы с выделением требований по профессионально–квалификационному составу исполнителей.

Потребность в персонале может быть:

  • общей, т. е. определяется численность персонала, необходимого организации для выполнения должностных функций;
  • дополнительной, т. е. рассчитывается число персонала, необходимого в планируемом периоде дополнительно к имеющейся численности, которые связаны с появлением новых потребностей организации.

Специалисты предлагают следующие этапы планирования потребности в персонале:

  1. Обобщенный анализ различных видов планов организации, имеющих влияние на кадровое обеспечение (план производства, план инвестиций); анализ статистики по персоналу, включая информацию о его деловой оценке и продвижении.
  2. Определение фактического состояния по количеству и качеству персонала на планируемый год.
  3. Расчет качественной и количественной потребности в персонале на тот же планируемый период.
  4. Сравнение данных, полученных на двух предыдущих этапах планирования.
  5. Планирование мер по компенсации потребности в персонале.

Для расчета количественной потребности в персонале используют различные методы, рассмотрим наиболее популярные.

Метод, основанный на использовании данных о времени, затраченном на трудовой процесс, предполагает определение численности рабочих, осуществляющих трудовую функцию на основе сдельной системы оплаты труда, предусматривает использование следующей формулы:

Основные методы планирования количественной потребности в персонале

Этот метод дает возможность рассчитать численность рабочих–сдельщиков или рабочих повременщиков, количество которых определяется непосредственно трудоемкостью процесса.

Метод расчета по нормам обслуживания («агрегат–метод»), определяющий зависимость рассчитываемой численности от количества обслуживаемых машин, агрегатов и других объектов.

Нормы обслуживания состоят из объема всех трудовых действий, связанных с обслуживанием определенного количества объектов в течение того или иного времени. Метод расчета по нормам обслуживания предполагает использование следующей формулы:

Основные методы планирования количественной потребности в персонале

Помимо норм обслуживания, применяют другие нормы труда – нормы времени, т. е. количество времени, необходимое для выполнения определенного вида трудовой деятельности (рассчитывается в человеко–минутах, человеко–часах, человеко–днях); нормы выработки, отражающие объем работы в натуральном выражении, выполняемый за единицу времени одним или группой работников определенной квалификации.

Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности. Норма численности, определяющая число работников определенной квалификации, необходимое для выполнения заданного объема работы рассчитывается по формуле:

Основные методы планирования количественной потребности в персонале

Этот метод напрямую связан с предыдущим методом и чаще всего используется в тесном взаимодействии с ним.

Статистические методы используются при оптимизации распределения персонала по рабочим местам с помощью решения задачи линейного программирования, к ним относятся:

  • стохастические методы расчета, которые основаны на анализе взаимосвязи потребностей в персонале и других переменных величин (например, объем производства). Это может быть как расчет числовых характеристик, так и регрессионный или корреляционный анализ;
  • методы экспертных оценок, которые осуществляются с использованием опыта специалистов и руководителей и могут быть в виде простой оценки (потребность в персонале оценивает руководитель соответствующей службы) или расширенной экспертной (проводится группой экспертов).

При расчете потребности в персонале следует учитывать ее формирование по трем основным направлениям:

  1. Потребность на планируемый объем производства или услуг с учетом имеющейся численности работающих.
  2. Покрытие предполагаемого (планового) выбытия персонала.
  3. Покрытие внепланового выбытия персонала.

Плановое выбытие предполагает сокращение численности работников в связи с уменьшением объемов производства или услуг; или направление сотрудников в длительную командировку (на обучение, стажировку); или уход на длительный период в отпуск по уходу за детьми.

Таким образом, кадровое планирование – это один из важных элементов кадровой политики, позволяющий определить количество и качества работников, место и время их нахождения

Расчет количественной потребности в персонале, используя указанные выше или другие методики, позволяет руководителю принять обоснованное управленческое решение и снизить риск.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)