Основной вопрос социальной философии в историческом реализме

Исторический реализм представляет собой конвергенцию исторического идеализма и исторического материализма. В историческом реализме основной вопрос социальной философии решается следующим образом: общественное сознание сознает природное бытие и т в о р и т общественное бытие в рамках имеющихся объективных условий: людей, средств производства, институтов. Это изменяет толкование общественного бытия, общественного сознания, общественной практики, духовной деятельности.

Сейчас в российской философии общепризнанно: быть значит существовать. Можно выделить природное, практическое и духовное бытие, которые могут образовать состав общественного бытия. В связи с опытом исторического материализма мы будем понимать под общественным бытием только практическое бытие (потребительское, производственное, политическое), а духовное бытие будем включать в общественное сознание.

Природное бытие существует в опредмеченной (материальной) форме, вне и независимо от сознания людей. Общественное бытие, с одной стороны, есть продукт сознательной деятельности людей, оно представляет собой инобытие общественного сознания. С другой стороны, общественное бытие становится объективной реальностью по отношению к индивидуальному сознанию.

Общественное (практическое) бытие представляет собой способ общественного производства, т.е. производства людей, материальных благ, порядка и т.п., возникающий в результате взаимодействия географической, демографической, экономической, политической, духовной сфер общества.

Оно включает в себя:

1) индивидов, социальные общности (крестьяне, рабочие, буржуа, управленцы и т.п.), социальные институты и организации;

2) объективные (материальные) условия деятельности (предметы, орудия, технологии, право, государство и т.п.);

3) практическую деятельность (последовательность действий и операций) людей, носящую сознательный характер;

4) объективные практические результаты: изменения ландшафта; воспроизводство и социализацию людей; совокупность разнообразных материальных благ; социальные институты и организации, общественный порядок и войны; книги, кинофильмы, живопись и т.п., в которых объективируется часть общественного сознания.

Общественное бытие можно рассмотреть со стороны явления и сущности. Со стороны явления общественное бытие представляет множество практических результатов, а со стороны сущности – часть общественного сознания, которая в них реализуется и их оформляет.

В этом смысле общественное бытие представляет собой, с одной стороны, систему социальных фактов (событий), выступающих результатом сознательной деятельности индивидов, социальных институтов, классов и т.п. С другой стороны, результаты сознательной деятельности не зависят от сознания индивидов.

Последнее обусловлено тем, что в результате столкновения множества отдельных сознаний, воль, деятельностей исторические события в итоге являются как бы бессознательными и безвольными результатами, которых в таком виде не хотел никто из действующих субъектов.

Общественное бытие выступает как сложнейшее переплетение разнообразных видов деятельности, порожденных общественным сознанием. Здесь общественное сознание выступает источником (первичным) по отношению к общественному бытию, которое становится объективацией общественного сознания.

Без внутренней сознательной составляющей общественное бытие не существует, поэтому можно сказать, что общественное бытие – это процесс инобытия части общественного сознания в преобразованной природной и практической форме. Сами чувства, мысли, цели и т.п. субъективные составляющие разнообразных видов деятельности не входят в общественное бытие, являясь только его источником, а остаются элементами общественного сознания.

Они выступают в общественном бытии в своем снятом материальном и объективном инобытии по отношению к сознанию своих творцов. Общественное сознание значительно богаче того сознания, которое в данный исторический момент реализуется в общественном бытии. Оно реализуется также через часть индивидуального сознания, управляющего конкретной практической деятельностью.

Объективируясь в практической деятельности организаций, институтов, общностей, общественное сознание как совокупность естественнонаучных, технических, гуманитарных, человековедческих знаний, опыта, навыков исчезает в материальных благах, институтах, организациях.

Общественное сознание есть, прежде всего, осознание (отражение, воображение, оценка) природного бытия (географического и человеческого) в форме идеальных чувств, представлений, гипотез, теорий.

Идеальность (виртуальность) сознания – важнейшая его черта, свойственная всем видам сознания: человека, общества, индивида. Далее, общественное сознание – это творение, воображение, придумывание, фантазирование общественного бытия в форме чувств, представлений, гипотез, теорий, т.е. в форме идеальных образов.

Затем это реализация общественного сознания в практической деятельности, творение общественного бытия людьми. И наконец, это отбраковка полезных и вредных элементов общественного бытия, закрепление их в форме семейных, производственных, политических и т.п. традиций, превращение общественного бытия в объективный фактор для нового поколения людей. Если выбросить из этой цепочки различие между природным и общественным бытием, между творением и реализацией общественного бытия, поколениями творцов и учеников, то получим исторический материализм.

Общественное сознание представляет единство живого (люди – чувства, взгляды, гипотезы, теории и т.п.) и знакового (книги, кинофильмы, архитектура и т.п.) сознания форм. Здесь общественное сознание классифицируется в зависимости от способа своего существования.

При этом главным элементом общественного сознания является массовое (живое) сознание, а также та часть неживого сознания, которое люди могут понять и интерпретировать. В этом смысле значительная часть духовного бытия в форме книг оказывается каждый раз безвозвратно утерянной.

Общественное сознание – это и знаковое сознание данного общества, представляющего память о прошлом, осознание настоящего и воображение о будущем – общественном бытии. Это не только те чувства и мысли, которые отражают данное общественное бытие.

Оно представляет собой и память о прошлых (и исчезнувших) обществах, и сознание ныне живущих, и воображение о будущих обществах. Это не только отражение (копирование) данного общественного бытия, бытия данного общества, а посему оно значительно богаче, чем наличное бытие данного общественного организма (России, США и др.).

Далее, общественное сознание существует в форме массового сознания (сознания простых людей) и сознания выдающегося (сознания интеллигенции). Первое сознание пассивно отражает общественное бытие. Именно оно имеется в виду в историческом материализме, который не признает выдающуюся роль выдающихся личностей, отдавая ее народной массе, массовому сознанию.

По отношению к выдающимся личностям и их сознанию формула “общественное бытие определяет общественное сознание” неприменима: именно выдающиеся личности изменяют вначале общественное сознание, а затем общественное бытие и массовое сознание. При этом формирование массового сознания идет в полном соответствии с канонами исторического материализма.

Общественное сознание имеет иерархическое строение, соответствующее строению народа, выступающего субъектом данного сознания. Субъектом общественного сознания является, прежде всего, национальная элита, затем интеллигенция, потом ведущий класс общества и, наконец, народная масса.

В этом смысле общественное сознание можно разделить на духовное (теоретическое), характерное для элиты и интеллигенции, и обыденное (и психологическое), характерное для народа (ведущего класса и народной массы).

Общественное сознание существует в форме экологического, демосоциального, экономического, политического, духовного (религиозного, философского, морального, эстетического и т.п.) сознания, являясь, с одной стороны, источником соответствующих видов жизнедеятельности, институтов, результатов и т.п., а с другой стороны, выступая осознанием (отражением и воображением) соответствующего географического, демосоциального, экономического, политического, духовного бытия.

Таким образом, каждая сфера общества имеет свое особое бытие и свое особое сознание, находящиеся во взаимодействии. Это результат постоянной дифференциации общественных сфер.

Общественное сознание включает в себя познание (цели, методы, категории, деятельность и т.п.), а не только его результаты в виде определенных психических форм (гипотезы, понятия и т.п.) и закодированного в них общественного (социологического) содержания. В этом смысле общественное сознание есть единство знания, познания, памяти.

Оно не только копирует общественное бытие, но в соответствии с потребностями и интересами общества выдумывает и изобретает цели и планы своей деятельности по изменению наличного общественного бытия в нужном для себя направлении. Часть придуманного (коммунистический проект) реализуется, а часть не реализуется.

В оперативной и долговременной памяти общества-народа хранятся знания об исчезнувшем общественном бытии, которые выступают предметом социально-философского, социологического и т.п. анализа для понимания настоящего общественного бытия, его функционирования, придумывания (воображения) проектов его изменения.

Исторический реализм исходит из того, что общественное бытие и общественное сознание равноценны. Прежде всего, общественное бытие есть процесс и результат реализации общественного сознания предшествующих поколений.

Он идет сверху (от руководителей) вниз к исполнителям-трудящимся, которые выполняют указания (цели и планы) руководителей или рынка, не понимая их смысла. На этом этапе общественное сознание первично по отношению к практике индивидов, материальной культуре, социальным институтам, т.е. к общественному бытию. Далее общественное бытие становится объективным условием социализации новых поколений.

По отношению к ним оно первично, представляет собой фактор, направляющий социализацию новых поколений. И наконец, общественное бытие богаче той части общественного сознания взрослого поколения, которое в нем реализовано. Поэтому новые поколения людей получают более богатый материал для формирования массового сознания.

Развитие общества всегда начинается с появления выдающегося сознания. Оно начинает менять сознание элиты, сознание ведущего класса, практику народной массы, общественное бытие. Новое общественное бытие формирует массовое сознание участвующей в нем народной массы, ее психику, ментальность, мировоззрение. До становления нового общественного бытия массовое сознание остается прежним.

Общественное сознание всегда развивается с появления выдающихся сознаний, способных к опережающему (творческому) осмыслению наличного общественного бытия. Таковыми были все мифы, технические изобретения, открытия социальных институтов (например, законы Солона), изобретение коммунистической идеологии.

Потребности, чувства, мысли и т.п. элементы сознания выдающихся людей первичны по отношению к прежнему общественному бытию и массовому сознанию. Они превращаются в массовое сознание только после воплощения в общественном бытии. Выдающиеся потребности, чувства, мысли людей не являются общественными до формы управления практической деятельностью, до реализации в социальных институтах и материальной культуре.

Исторический реализм исходит из того, что главная функция общественного сознания не в отражении общественного бытия, а в управлении деятельностью. Психика живых организмов возникает и развивается, как это хорошо известно из психологии, как функция отражения, оценки природной среды и управления жизнедеятельностью.

Общественное сознание так же возникает и развивается как функция осознания общественного бытия и управления практической жизнедеятельностью. Управление общественным бытием включает в себя оценку и проектирование, регуляцию и корректировку деятельности людей на основе обратной связи.

Отражение, воображение, оценка и проектирование, регуляция и корректировка на основе обратной связи – вот основные функции общественного сознания. Если мы будем исходить при рассмотрении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия только из принципа отражения, то мы и обедним их, и закроем дорогу для дальнейшего их изучения, как это и произошло с теорией общественного сознания в СССР.

Сущность общественного сознания с точки зрения исторического реализма заключается в том, что оно творит общественное бытие в результате практической деятельности индивидов (общественного человека).

Важнейшим структурным элементом общественного сознания является познавательная деятельность.

Она представляет собой процесс и результат производства людьми, институтами, элитами общества:

1) знаний, гипотез, убеждений и т.п. форм знания;

2) целей, интересов, планов, проектов и других мотивов практической деятельности;

3) духовных качеств человека (памяти, воли, характера, ментальности, мировоззрения).

Общественное познание включает в себя множество элементов, которые могут рассматриваться относительно самостоятельными видами духовной деятельности: отражение, оценка, воображение, проектирование, регуляция общественного бытия и т.п.

Общественное сознание является функцией общественного организма в лице его народной массы, интеллигенции, бюрократии, правящей элиты и т.п. Познавательная деятельность общества, его интеллигенции, научных и образовательных институтов, разумеется, отлична от познавательной деятельности данного индивида.

Важное отличие исторического реализма от исторического материализма в том, что в сознании выдающихся личностей не только находят отражение материальные условия жизнедеятельности общества, но “творятся”, придумываются, открываются интересы правящих элит, классов, стратов и т.п.

Эти интересы представляют собой субъективные (идеальные) цели, планы, программы деятельности этих субъектов. В частности, творческая роль рыночной экономики заключается не только в распределении материальных и трудовых ресурсов, определении цен на товары, но и в открытии интересов – целей экономического, политического и духовного развития, которые в государственной экономике задаются правящей элитой.

В общественном сознании стихийно сознаются прежде всего (в той или иной мере) потребности и интересы общественного организма, затем – общественное (природное и социальное) бытие как средство и препятствие реализации этих потребностей и интересов и, наконец, программа деятельности общественного организма по реализации потребностей и интересов.

Общественное сознание с этой стороны есть осознание (отражение, оценка, воображение) природного и общественного бытия с точки зрения потребностей и интересов общественного организма (рода, племени, России и т.п.), включающее в себя и память по отношению к общественному бытию. Общественное сознание представляет собой совокупность истин и заблуждений (иллюзий и утопий).

Соотношение отражения и воображения (фантазии) как характеристик общественного сознания различно на разных этажах социальной пирамиды. Творческое сознание (и познание) предполагает преобладание воображения над отражением. Субъектом творческого осмысления общественного бытия является интеллигенция, ее выдающиеся представители.

Ее сознание складывается под влиянием предыдущего общественного сознания в форме учителей и книг и лишь потом под влиянием своего бытия и бытия своего общества. Именно интеллигенция выдумывает разные утопии и пророчества типа коммунистических (Маркс, Ленин и др.) и начинает внедрять их в сознание, деятельность, общественное бытие людей им же на беду

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)