Лидеры, элиты, бюрократия

Люди уже давно стали задумываться над тем, что или кто является движущей силой общественных процессов, а значит, и несет главную ответственность за циклическое, линейное или спиралевидное развитие обществ, определяет тип общественных формаций и цивилизаций, образ жизни и счастье людей.

На протяжении всей эволюции общественной мысли “движущая сила” общественных изменений понималась по-разному. Долгое время люди считали, что боги (или Бог) являются движущей силой развития общества, всех происходящих в нем событий.

В историческом материализме под этими силами понимаются как собственно субъекты общественного развития, так и некоторые общественные явления (общественные противоречия, производительные силы, способ производства, разделение труда, классовая борьба, социальные революции, потребности и интересы, наука и т.п.).

С точки зрения исторического реализма движущими силами развития общества выступают различные субъекты: индивиды, социальные институты, классы, нации и т.п. В теоретической социологии эти субъекты изучаются в рамках социальной структуры общества. В социальной философии проблема социальной структуры выступает как проблема различных субъектов исторического действия.

Мы согласны с B.C. Барулиным, что общественные противоречия, производительные силы субъектами развития общества не являются, а представляют условия деятельности общественных субъектов.

М. Вебер полагал, что субъектом деятельности (поведения) может быть только индивид (конкретный человек), а не общество, государство, класс, политическая партия, церковь, предприятие и т.п.

Он не возражал против использования в социальной философии и теоретической социологии понятий семья, нация, государство, общество, но при этом подчеркивал, что реальным субъектом социального поведения все же выступает индивид: царь, министр, полководец, предприниматель, партийный лидер, простолюдин.

В своей работе “Факты общественных наук” (1942) Хайек тоже выступает противником персонификации таких целостностей, как общество, государство, класс. Персонификация заключается в наделении этих целостностей собственными потребностями, интересами, мотивами, сознанием, волей, способностями, мировоззрением, ментальностыо и т.п.

Хайек также считает принцип индивидуализма важнейшим методологическим принципом общественных наук. Вслед за Марксом он полагал, что любое общественное образование (целостность) есть сеть взаимоотношений индивидов (совокупность общественных отношений у Маркса), не существующих вне и помимо их. Любое общественное явление – это взаимодействующие между собой индивиды – социальные общности, институты, организации.

Существуют разные типы социального поведения, о которых мы уже говорили:

1) целерациональное,

2) ценностно-рациональное,

3) традиционное,

4) аффективное.

Вебер полагал, что методологической основой социологии является только целерациональное действие индивида, которое характеризуется ясностью осознания индивидом своей цели, рациональным соотнесением ее со средствами и условиями ее реализации, возможными негативными и позитивными последствиями ее реализации.

С его точки зрения, ни общество, ни народ, ни государство, ни партия, ни экономика, ни производительные силы не могут являться подлинными субъектами исторического процесса. По мнению Вебера, считать индивида только клеточкой и атомом некоего социального организма нельзя, общество не является подобием биологического организма.

Да, в экономической формации и индивидуалистической цивилизации именно индивиды являются подлинными субъектами исторического процесса, что и фиксирует исследователь этого типа общества Вебер, который не знал политических обществ. Но в СССР именно КПСС и советское государство были фактически и юридически главными субъектами общественного процесса.

И эта закономерность повторяется во всех политических формациях со времен древнего деспотизма. В нынешних смешанных (буржуазно-социалистических) обществах и индивиды, и социальные институты, особенно демократическое правовое социальное государство, реально являются субъектами исторического развития. Таким образом, веберовская и органическая социологии описывают разные типы обществ.

В конечном счете наиболее распространенной стала многосубъектная теория общественного развития. Согласно ей общественное развитие является результатом сознательных действий многих субъектов:

1) государственной власти (правительств, законодательных органов и т.п.),

2) общественных организаций, групп давления, общественно-политических движений и т.п.;

3) отдельных инициативных (активных) личностей.

Комплексное взаимодействие перечисленных субъектов образует совокупность исторических событий. Эти события являются результатом как преднамеренных (сознательных) действий коллективного, так и распыленных, непреднамеренных (под влиянием своих интересов) действий массы индивидов.

Важными субъектами общественного развития являются, прежде всего, политические лидеры. Это люди, обладающие выдающимися качествами, способные направлять и изменять ход развития общества, занимающие, как правило, ведущее политическое положение в государстве и обществе (царь, президент, генсек и т.п.).

Как показывает история, политические лидеры появляются в переломные периоды развития стран и становятся инициаторами и организаторами идеологических, политических, экономических преобразований в обществах.

Выдающиеся качества политических лидеров можно разделить на природные (характер, воля, решительность, магнетизм, гипнотизм, интуиция), нравственные (беспринципность, властолюбие, жестокость, легкомыслие, с одной стороны, и гуманизм, принципиальность, ответственность – с другой), профессиональные (мудрость, аналитичность, быстрая ориентация в политической обстановке, организаторские способности, готовность к компромиссам, эрудиция, ораторские способности и т.п.).

Политических лидеров можно разделить на консерваторов (ориентированных на стабилизацию и сохранение существующего состояния обществ), реформаторов (ориентированных на радикальное преобразование общества мирными средствами), революционеров (ориентированных на разрушение старой формации и создание новой в результате насильственных преобразований). К первым в России можно отнести Николая I, ко вторым – Керенского, к третьим – Ленина.

Политические лидеры делятся также на традиционных (получение власти традиционным способом, существующим в данной стране), харизматических (власть получена в результате поддержки народа, верящего в сверхъестественные способности лидера), легальных (выбранного на основе конституционных выборов).

В России традиционными являлись цари и генсеки, харизматическими были Ленин и Сталин, легальными – Ельцин и Путин. Нужно отметить, что бывают лидеры “смешанные”, т.е. обладающие сразу несколькими основаниями своего лидерства.

Основными функциями лидеров в обществе являются: аналитическая (заключающаяся в систематическом изучении ситуации в обществе), представительская (выражение в своей деятельности интересов основных классов общества), программирующая (разработка стратегии и тактики развития страны), организаторская (мобилизация элиты, интеллигенции, народной массы на решение стоящих перед страной задач), интегративная (направленная на поддержание целостности и стабильности в обществе, в частности между разными классами и сферами общества). Отсюда их определяющая роль в развитии общества.

Элитой общества является небольшой слой людей, имеющих высокое положение в обществе, т.е. обладающих властью, богатством, престижем, активных в основных сферах общественной деятельности (идеологической, политической, экономической, военной и т.п.).

Элита общества (национальная) включает в себя: политическую (управляющую обществом), экономическую (крупные капиталисты, руководители корпораций, банков и т.п., которые определяют развитие экономики, занятость, зарплату и т.п.), военную (генералов), идеологическую (ведущие обществоведы, педагоги, представители СМИ, руководители религиозных конфессий и т.п.), культурную (ведущие деятели литературы, музыки, театра и т.п.), научную (видные ученые и организаторы научных исследований).

Политический лидер, как правило, выступает руководителем политической элиты общества, играющей главную роль среди других элитных составляющих. Политическая элита представляет собой небольшой слой общества (2-5 тыс. человек в зависимости от размеров страны), концентрирующий в своих руках государственную власть, занимающий командные посты в обществе (президенты, премьеры, министры, руководители палат парламента, губернаторы, и т.п.) и управляющий обществом.

Политическая элита делится на высшую, среднюю политическую (сенаторов, парламентариев, губернаторов, мэров и т.п.) и административную (высшие чиновники, т.е. руководители департаментов) в зависимости от объема власти.

Формирование политической элиты обусловлено необходимостью управления обществом. Элита малочисленна и отчуждена от подавляющей части населения общества в силу существующего между политической элитой и народной массой различия во власти, образовании, богатстве, образе жизни, степени влияния на жизнь людей. Она включает в себя людей, имеющих интерес к политической деятельности.

Основными функциями политической элиты в обществе являются: программирующая (разработка стратегии и тактики развития общества на данном этапе его исторического развития), организаторская (принятие новых законов, распределение ресурсов, пропаганда через СМИ, координация деятельности разных уровней бюрократического аппарата, контроль и т.п.), интегративная (гармонизация интересов разных социальных общностей, поддержание стабильности между разными общностями, а также сферами общества).

Каждому мыслящему россиянину ясно, что перечисленные функции нынешняя российская “элита” не выполняет, поэтому можно говорить, что в России пока национальной элиты нет. Когда она появится, тогда и кончится кошмар распада страны.

Итальянские ученые Моска (1858-1941) и Парето (1848-1923) первыми ввели в науку понятие политического (правящего) класса и раскрыли его громадную роль в развитии обществ. Они считали, что развитие обществ зависит в основном от качеств элит, их идеологической ориентации и сплоченности.

Последнее очень важно: когда элита теряет сплоченность, как происходит у нас в России, то общество оказывается без руля и без ветрил. Элиты возникают, расцветают и приходят в упадок, и вместе с этим циклом происходит развитие обществ. В Советской России партийная элита деградировала, а новая пока не сложилась.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)