Осмысление процессов евроинтеграции

Внимание к процессам евроинтеграции традиционно для Франции. В официальном документе МИД Франции говорится, что европейское строительство является основным внешнеполитическим приоритетом страны с 1945 г.:

«Уже с тех пор генерал де Голль, президенты Помпиду, Жискар д’Эстэн, Миттеран и Ширак не прекращали усилий по конкретизации и развитию этого европейского цоколя, с тем чтобы сделать из него экономическую силу и уважаемый в мире политический центр».

Однако все дело в том, как понимать усиление роли Франции в евростроительстве. Разногласия среди французских исследователей в данном отношении весьма показательны.

И реалисты, и транснационалисты рассматривают данные процессы евроинтеграции как альтернативные глобализации с американским лицом.

Но если для реалистов евроинтеграция — главным образом путь к укреплению власти и могущества Франции, то для транснационалистов — это прежде всего способ утверждения дорогих для них ценностей справедливости и прав человека.

Реалисты не скрывают своих амбиций контролировать европейское строительство.

Разъясняя их суть, директор Французского института международных отношений (ИФРИ) пишет: «Твердое ядро внешней политики Франции может составить только ее лидерство в продолжении европейского строительства… если Франция не сумеет выполнить в Европе свою роль политического лидера, то скорее всего его не будет вообще» и, следовательно, Европа станет «неуправляемой», точно так же как без американского лидерства «потеряет управление» и сам Запад.

Еще более откровенен Заки Лаиди, полагающий, что «Франция хочет сделать из Европы автономный военно-политический полюс и даже ее новую границу рассматривает через призму реализации этой цели».

Европа, таким образом, превращается для французов в бастион противостояния однополярной мощи США. Однако это отнюдь не силовое противостояние с американцами, с которыми французских реалистов по-прежнему связывают узы союзнических отношений.

Скорее, речь идет об обеспечении баланса сил при сохранении союзнических отношенйй с США и одновременном усилении роли Франции в мировых делах.

Решение этой дилеммы видится на путях так называемого разделенного суверенитета или укрепления национального суверенитета посредством усиления региональной интеграции.

Еще в 1997 г. известный своей реалистской ориентацией журнал «Политик этранжер», писал, что «мондиализация и региональная интеграция, являются, возможно, созидателями суверенитета».

Не разделяя суверенитет и не отказываясь таким образом от святая святых политического реализма, нельзя сегодня сохранить контроль за международными процессами. Европа станет «неуправляемой», точно так же как без американского лидерства «потеряет управление» и сам Запад.

В связи с этим реалисты готовы признать, что дело отнюдь не сводится лишь к военно-политическим аспектам контроля. Вслед за своими американскими коллегами они все чаще говорят о важности soft power и soft security4, а также об изменениях, происходящих в самом военнополитическом факторе безопасности.

С падением СССР и расширением НАТО на восток защита границ впервые за несколько веков утратила для Франции приоритетное значение в структуре национальной безопасности.

Территориальная безопасность как одно из главных измерений военной безопасности становится неактуальной.

Соответственно, модель вооруженных сил, созданных в ходе европейских конфликтов вековой давности, перестала отвечать новым задачам в сфере безопасности, которые связаны уже не с физическим отражением атак на территорию страны, а с управлением конфликтами во внешнем мире.

Отсюда необходимость разрабатывать более композитные стратегии безопасности, интегрируя все области внешнего действия — дипломатические маневры, экономическую помощь, и — при необходимости — использование военной силы.

Транснационалисты видят достоинства единой Европы и участия в ней Франции иначе.

Хотя и они осознают опасность американского унилатерализма и связанных с ним тенденций мировой дестабилизации, главный способ противостояния данной опасности видится им в дальнейшем укреплении взаимозависимости и росте неправительственных организаций, а не попытках контролировать процессы евростроительства, тем более военно-политическими методами.

Необходимы, считают транснационалисты, новые формы мультилатерализма, понимаемого в качестве системы взаимно координируемых действий, выработанной в рамках международных организаций и, в частности, Евросоюза.

«Европа сегодня имеет хорошие резоны не доверять силе и, может быть, совсем не любить ее. Имеются серьезные аргументы в пользу того, чтобы рассматривать мир по Дюркгейму, а не по Веберу, поверив в достоинства международной социальной интеграции и признав бессилие силы».

И, конечно же, новый мультилатерализм подразумевает активное участие неправительственных организаций.

На неправительственные организацие транснационалисты возлагают особые надежды, как на ту социальную силу, которая способна в перспективе привести международные отношений от общества государств к мировому обществу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)