Организация управления, структура, направления деятельности, задачи и функции таможни

Таможня является таможенным органом Российской Федерации, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России, в том числе исполнения функций органа валютного контроля, в регионе деятельности таможни в пределах полномочий, определенных Положением о таможне.

В зависимости от функциональных полномочий таможни:

  • обеспечивают реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме и исполнением функций органа валютного контроля, в регионе своей деятельности в пределах полномочий, определенных общим положением о таможне (электронные таможни);
  • обеспечивают реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций и исполнением функций органа валютного контроля, в регионе своей деятельности в пределах полномочий, определенных общим положением о таможне (таможни фактического контроля).
    Регион деятельности таможни определяет ФТС России.

Таможня в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право ЕАЭС, законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования, нормативными актами Банка России, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, правовыми актами РТУ, которому подчинена таможня, а также общим положением о таможне.

Таможня осуществляют свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Таможня фактического контроля осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом. Электронная таможня осуществляет руководство деятельностью таможенных постов, реализующих функции по электронному декларированию (центры электронного декларирования) (ЦЭД), и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Интересно
Таможня осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.

Динамика изменений количества таможен по годам представлена на рис. 2.3. На 2020 год в состав ФТС России входит 85 таможен, из которых 9 непосредственно подчиненных ФТС России таможен, 8 оперативных и 8 электронных таможен. Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом. В состав таможен входят те же подразделения, что и в РТУ, только меньшей численности.

Организация управления, структура, направления деятельности, задачи и функции таможни

Таможня (электронная таможня и таможня фактического контроля) осуществляют следующие полномочия в соответствии с установленной компетенцией:

  • обеспечение исполнения актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;
  • обеспечение соблюдения запретов и ограничений, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, установленных в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение применения мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, установленных законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение мер по защите национальной безопасности государств – членов ЕАЭС, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
  • обеспечение в соответствии с международным договором государств – членов ЕАЭС мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
  • осуществление мониторинга работоспособности системы межведомственного электронного взаимодействия;
  • администрирование формирования регионального сегмента баз данных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, и их актуализацию;
  • формирование информационного ресурса рисковых поставок с допустимым риском несоблюдения запретов и ограничений, валютного контроля и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности по результатам действий должностных лиц таможни при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля;
  • участие в проведении таможенного контроля до выпуска товаров в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений из таможенных деклараций, документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, и дополнительных документов и его проведение после выпуска товаров; ведение учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций;
  • методическое сопровождение совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля уполномоченными должностными лицами таможни;
  • контроль за соблюдением правильности заявления в декларации на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля, при декларировании товаров в электронной форме;
  • организацию контроля за осуществлением резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими валютные операции, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений;
  • осуществление контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета;
  • взаимодействие с территориальными органами валютного контроля и агентами валютного контроля;
  • организацию контроля за совершением таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу ЕАЭС;
  • принятие решений о классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС при выявлении неверной классификации товаров;
  • таможенный контроль правильности определения происхождения товаров и соблюдения условий предоставления тарифных преференций до выпуска товаров и после выпуска товаров, направление требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товаров или принятие решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров по результатам такого контроля;
  • организацию проведения необходимых экспертиз и исследований в экспертно-криминалистических службах – региональных филиалах ЦЭКТУ, ЦЭКТУ и иных соответствующих организациях;
  • контроль поступления и списания денежных средств с лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов и лиц, несущих солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, контроль полноты исчисления (начисления) и своевременности уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
  • выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в срок, установленный ТК ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации, а также установление при проведении таможенного контроля обстоятельств, при наступлении которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению, и обстоятельств, при наступлении которых указанная обязанность подлежит прекращению;
  • организацию, координацию и контроль обоснованности предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также их учет;
  • принятие и возврат (зачет) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также документов, подтверждающих такое обеспечение, в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством Российской Федерации;
  • администрирование обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
  • принятие решения о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
  • исчисление (начисление) таможенных и иных платежей в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством Российской Федерации и др.

Электронная таможня также осуществляет следующие полномочия в соответствии с установленной компетенцией:

  • контроль за соблюдением условий помещения товаров под таможенные процедуры, за исключением процедуры таможенного транзита; контроль за соблюдением срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и срока действия таможенной процедуры временного вывоза при декларировании товаров в электронной форме;
  • анализ результатов применения технических средств таможенного контроля при осуществлении таможенного контроля;
  • контроль своевременности исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, антидемпинговых, специальных, компенсационных пошлин и процентов, исчисленных в отношении товаров, выпуск и последующий таможенный контроль которых осуществляется ЦЭД;
  • принятие к учету сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, обязанность по уплате которых не исполнена в срок, установленный актами, составляющими право ЕАЭС, и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
  • проведение оперативного мониторинга совершения таможенных операций, результатов таможенного контроля и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы, за исключением таможенного контроля в форме таможенной проверки, для оценки рисков, определения мер по минимизации рисков и порядка их применения, в том числе в целях выявления и предотвращения случаев нарушения актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства Российской Федерации;
  • владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за электронной таможней, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества;
  • ведение таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации и специальной таможенной статистики;
  • осуществление контроля полноты и достоверности сведений, содержащихся в базах данных электронной таможни, используемых при формировании таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации;
  • организацию и ведение работы по хранению, контролю и учету товаров и транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, товаров и транспортных средств, обращенных в федеральную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможня фактического контроля также осуществляет следующие полномочия в соответствии с установленной компетенцией:

  • постановку на контроль лицензий на экспорт/импорт товаров, подлежащих лицензированию при перемещении через таможенную границу ЕАЭС;
  • выдачу, отзыв и аннулирование разрешений на переработку товаров на таможенной территории, переработку товаров вне таможенной территории и переработку товаров для внутреннего потребления;
  • контроль за деятельностью юридических лиц, включенных в реестры уполномоченных экономических операторов, таможенных складов, складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли;
  • контроль за соблюдением условий помещения товаров под таможенные процедуры, предусмотренные актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и срока действия таможенной процедуры временного вывоза;
  • организацию, координацию и контроль применения таможенными постами актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства Российской Федерации в отношении товаров для личного пользования и отдельной категории иностранных лиц, а также товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • участие в выработке предложений о порядке применения форм таможенного контроля, мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, и мер по минимизации рисков;
  • таможенное сопровождение транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем;
  • учет, контроль и подтверждение фактического вывоза (ввоза) товаров и транспортных средств с (на) таможенной(ую) территории(ию) ЕАЭС;
  • создание и ликвидацию зон таможенного контроля, обеспечение соблюдения режима зоны таможенного контроля;
  • контроль за функционированием особых (свободных) экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, свободных портов, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и свободных складов, созданных в регионе деятельности таможни фактического контроля, в части, относящейся к таможенному делу, включая контроль за оборудованием и обустройством таких территорий объектами таможенной инфраструктуры для целей таможенного контроля;
  • включение в реестры владельцев таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения, выдачу свидетельств о включении в такие реестры, а также исключение лиц из таких реестров в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством Российской Федерации; обеспечение проведения таможенного осмотра помещений и территорий;
  • координацию и контроль проведения таможенными органами транспортного контроля, а также документального санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
  • организацию внедрения и использования предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС различными видами транспорта;
  • контроль за товарами и транспортными средствами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, принятие мер по обеспечению соблюдения актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства Российской Федерации;
  • контроль за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой;
  • организацию и контроль за совершением таможенными постами таможенных операций в отношении припасов;
  • организацию и контроль за помещением товаров на временное хранение;
  • организацию и проведение таможенного контроля после выпуска товаров, а также таможенного контроля, проводимого в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, для обеспечения соблюдения запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров, для осуществления иных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов и лиц, претендующих на включение в реестр уполномоченных экономических операторов;
  • контроль за целевым использованием условно выпущенных товаров, за соблюдением ограничений и требований при условном выпуске товаров;
  • осуществление контроля за хранением задержанных таможенными органами товаров, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении и не востребованы уполномоченными лицами, ведение их учета, а также учет поступления денежных средств, полученных от их реализации, в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством Российской Федерации;
  • принятие по месту налогового учета генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, предоставленного в виде денежного залога;
  • принятие и возврат (зачет) обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, а также документов, подтверждающих такое обеспечение, в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством Российской Федерации;
  • осуществление контроля сведений, заявленных в таможенной декларации, при декларировании товаров с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, актов Всемирного почтового союза;
  • принятие (отмену) решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства в связи с неуплатой им налога в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации; ведение учета сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пени, обязанность по уплате которых не исполнена в срок, установленный ТК ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, и учета мер, принятых в целях взыскания указанных сумм; принятие мер взыскания исчисленных (начисленных) и подлежащих уплате сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней; принятие решений о признании сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней безнадежными к взысканию и их списание; ведение реестра лиц (учредителей и (или) участников), суммы таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней которых признаны безнадежными к взысканию; производство ареста имущества и товаров для обеспечения взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней;
  • проведение анализа совершения таможенных операций, результатов таможенного контроля и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы, для оценки рисков, определения мер по минимизации рисков и порядка их применения, в том числе в целях выявления и предотвращения случаев нарушения актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства Российской Федерации;
  • содействие в соответствии с законодательством Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом;
  • организацию и ведение работы по хранению, контролю и учету товаров и транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, товаров и транспортных средств, обращенных в федеральную собственность, товаров, задержанных таможенными органами при проведении таможенного контроля и не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении и не востребованы уполномоченными лицами, а также передачу таких товаров и транспортных средств уполномоченным органам и учет поступлений денежных средств, полученных от их реализации, в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации;
  • организацию и контроль за деятельностью таможенных постов при осуществлении таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;
  • организацию эксплуатации радиационных источников (установок, в которых содержатся радиоактивные вещества) в таможне фактического контроля и на таможенных постах в соответствии с лицензиями органов государственного регулирования безопасности, осуществляющих регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, а также контроль радиационной безопасности в таможне фактического контроля и на таможенных постах;
  • метрологическое обеспечение деятельности таможни фактического контроля и таможенных постов;
  • организацию и обеспечение контроля за состоянием радиационной безопасности в регионе деятельности таможни фактического контроля, разработку и ведение соответствующей документации, регистрацию результатов радиационного контроля в соответствующей документации, регистрацию результатов радиационного контроля в рабочих журналах, протоколах и иных формах учетной документации;
  • организацию и контроль за обеспечением физической защиты находящихся на объектах таможенной инфраструктуры делящихся и радиационных материалов, радиоизотопных приборов, принятие надлежащих мер по предотвращению их хищения, повреждения, а также несанкционированного доступа к ним;
  • осуществление мероприятий по допуску должностных лиц таможни фактического контроля и таможенных постов к работам с источниками ионизирующих излучений, учету и контролю индивидуальных доз облучения;
  • организацию взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, обладающих компетенцией в области использования атомной энергии и радиационной безопасности и др.

Таким образом, таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной положением о таможне.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)