Организация предупреждения региональной преступности, связанной с несовершеннолетними

Сегодня в современной России несовершеннолетние являются наименее защищенной частью населения, поскольку в силу своего статуса в периоды неблагополучия общества больше других страдают именно они. Для укрепления государственности, стремления к формированию устойчивого гражданского общества, благополучию и стабильному развитию страны уже сейчас необходимо создание здоровой молодежной среды.

В предупреждении преступности несовершеннолетних и против несовершеннолетних участвует достаточно обширное количество субъектов, которые должны выступать во взаимосвязанной системе с общей постановкой целей и задач, выработанной практикой сотрудничества и взаимодействия.

В отечественной криминологии предупреждение преступности рассматривается как социальная система, включающая в себя общесоциальное, специально-криминологическое и индивидуальное предупреждение.

Общесоциальное предупреждение на региональном уровне предполагает в первую очередь социально-правовую защиту детства. Являясь сложным нормотворческим, правоприменительным и управленческим процессом, оно включает в себя как издание и исполнение нормативных правовых актов различного уровня, так и организационно-управленческую структуру, работающую с детьми, их родителями, учителями, воспитателями и другими субъектами воспитательно-профилактического воздействия.

Социально-правовая защита детства на региональном уровне должна обеспечиваться как в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации, так и в чрезвычайной, зачастую связанной с утратой родителей, социальным сиротством, обусловливающими детскую безнадзорность и беспризорность.

Преступления, связанные с несовершеннолетними, являются продолжением их девиантности, проявляющейся в детской безнадзорности, беспризорности, социальном сиротстве, ранней алкоголизации, наркотизации, проституции. Государство, пытаясь переломить данную негативную тенденцию, с 1991 г. предпринимало попытки определить основные направления профилактики данных социально негативных явлений.

Интересно
В период с 1991 г. по настоящее время в России были приняты три концепции и несколько десятков федеральных и региональных законов, анализ которых позволяет понять, почему в России так много сирот, безнадзорных и беспризорных детей.

Концепция профилактики беспризорности, безнадзорности и социального сиротства (1991-1999 гг.) включила в себя мероприятия в области социальной политики в отношении детей, объявленные еще во времена перестройки. Стремясь интегрироваться в международное сообщество, СССР в 1990 г. ратифицировал Конвенцию по правам ребенка, а вслед за ней и другие международно-правовые документы.

В период смены политического строя эти документы легли в основу первых указов и законодательных актов, нацеленных на преобразование системы социального обеспечения семей и детей новой России.

Трансформации подверглась вся социально-экономическая политика:

  • поменялась идеология в направлении приоритета либеральных ценностей;
  • стали создаваться новые учреждения с функциями социальной защиты;
  • была провозглашена идея партнерства государства, общества и бизнеса.

Именно в этот период одной из приоритетных задач социальной политики была объявлена профилактика беспризорности, безнадзорности и социального сиротства.

Вектором развития данного направления стал Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», заложивший основы межведомственного подхода в решении проблем беспризорности, безнадзорности и социального сиротства, который до сегодняшнего дня в значительной его части реализовать так и не удалось.

К середине 1990-х гг. была разработана новая система мер поддержки семей с детьми, заключавшаяся в оказании разноплановой реабилитационной помощи семьям и детям, включающим в себя:

  • определение детей в социально-реабилитационные центры или приюты;
  • оказание помощи родителям в восстановлении необходимых документов;
  • прохождение ими стационарного лечения и устройства их на работу и т.п.

Специфика данной политики заключалась в том, что она была ориентирована на оказание адресной помощи, т.е. только тем, кто за ней обращался.

Следующий этап реформирования проходил с 2000 по 2006 г. и касался семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На тот момент, по данным А.А. Пронина, ситуация с детьми стала критической: ежегодно выявлялись до 120-130 тысяч новых сирот, 80% из них относились к категории социальных, детские сиротские учреждения были переполнены, от 30% детей матери отказывались еще в родильных домах.

В сложившейся ситуации государством был сделан акцент на воспитании сирот в приемных семьях, в связи с чем были проведены достаточно масштабные акции по пропаганде института приемной семьи.

К примеру, был принят Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», который должен был оказать содействие в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.

Однако и спустя 10 лет с момента введения института приемной семьи как альтернативной формы интернатского воспитания сирот эксперты констатируют, что число детей в детских домах не сократилось, а государство от данных мероприятий в полной мере отдачи не получило.

Далее в социальной политике в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, начинается новая волна реформ.

В период с 2006 по 2016 г. государство акцентировало внимание на детях, находящихся в социально опасном положении.

В целях реализации новой задачи были приняты базовые нормативные правовые документы:

  • федеральная программа «Дети России» на 2007-2010 гг., дополнительными подпрограммами которой стали: «Дети-сироты», посвященная помощи в адаптации, семейному жизнеустройству детям, чьи родители умерли или лишены родительских прав, «Дети и семья», ориентированная на профилактику детского неблагополучия, разработку мер помощи и поддержки семей с детьми;
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
  • Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.

В них были сформулированы основы государственной политики по улучшению положения детей из неблагополучных семей, определившей ее основные направления:

  • развитие системы поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата;
  • профилактика семейного неблагополучия;
  • социальная реабилитация семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • подготовка и комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Это означало, что правительство взяло курс на выявление случаев раннего социального неблагополучия, когда еще возможно сохранение семьи. Однако и этот принцип остался декларативным. Социальная политика так и не оформилась в качестве комплексной системы мер, позволяющей эффективно преодолевать детскую беспризорность и социальное сиротство.

Новый виток реформ заложила принятая 22 марта 2017 г. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, целью которой провозглашено создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.

Несмотря на многие положительные стороны данного документа, научное сообщество уже сейчас обратило внимание на то, что среди запланированных мероприятий превалируют различного рода информационные кампании. Конкретных мероприятий, которые бы устранили существующие на сегодняшний момент проблемы и наладили взаимодействие уполномоченных служб в рассматриваемой сфере, так и не нашлось.

Помимо федерального уровня, общесоциальная профилактика ведется и на региональном уровне

Так, на сегодняшний день в Алтайском крае разработана довольно обширная нормативная база, которая сопровождает процесс предупреждения преступности, связанной с несовершеннолетними.

К таковой относятся законы Алтайского края:

  • от 15 декабря 2002 г. № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»;
  • от 14 сентября 2006 г. № 94-ЗС «О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае»;
  • от 5 ноября 2001 г. № 87-ЗС «О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае»;
  • от 7 декабря 2009 г. № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края».

Была утверждена программа «Комплексные меры профилактики преступлений и иных правонарушений в городе Барнауле на 2017-2020 годы» (с изменениями на 20 апреля 2020 г.) и приняты постановления Администрации Алтайского края:

  • от 19 июня 2014 г. № 281 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае» на 2014-2020 годы»;
  • от 21 сентября 2015 г. № 363 «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края»;
  • от 19 декабря 2014 г. № 573 «Об утверждении государственной программы Алтайского края “Обеспечение прав граждан и их безопасности” на 2015-2020 годы»;
  • от 13 ноября 2012 г. № 617 «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы».

Вместе с тем следует отметить, что в полной мере реализовать цели и задачи, поставленные в вышеуказанных нормативных правовых актах, пока не удалось.

В рамках специально-криминологического предупреждения выделяют ряд субъектов профилактики преступности несовершеннолетних, деятельность которых определяется законом Алтайского края от 15 декабря 2002 г. № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае».

К ним относят органы и учреждения: во-первых, непосредственно осуществляющие профилактическую работу; во-вторых, осуществляющие отдельные функции по профилактике; в-третьих, принимающие отдельное участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К первой группе органов и учреждений относятся:

  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социального обслуживания;
  • органы, осуществляющие управление в сфере образования;
  • органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи;
  • органы управления здравоохранением;
  • органы службы занятости населения; органы внутренних дел;
  • учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Ко второй и третьей группе относятся все организации социального обслуживания, призванные заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения, обеспечением социально-психологической помощи семьям и детям, особенно сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Практически все организации и граждане обязаны участвовать в процессе профилактики преступности несовершеннолетних, создавая рабочие места их родителям и законным представителям, благоустраивая подведомственные им территории (например, для занятий спортом), организуя досуговую деятельность несовершеннолетних и т.д.

Индивидуальное предупреждение должно строиться с учетом специфических особенностей личности, в зависимости от которых выбираются методы воздействия на нее.

Работа, о которой идет речь, должна проводиться отдельно по отношению к следующим несовершеннолетним лицам:

  • уже совершившим преступление с целью недопущения повторных преступлений;
  • еще не совершившим преступление, но характеризующимся отрицательно;
  • оказавшимся в неблагоприятной или неблагополучной среде, способной сформировать противоправное поведение.

В перечне мер предупреждения преступности несовершеннолетних, исходя из указанных выше групп, можно выделить уровни ранней профилактики, непосредственной профилактики и профилактики рецидива.

Основной целью ранней профилактики является оказание помощи подростку еще до того, как негативные факторы повлияли на появление в его личности черт антиобщественного, асоциального, противоправного поведения. Кроме того, сюда относится воздействие на родителей, пренебрегающих обязанностями по воспитанию детей.

Непосредственная профилактика призвана обеспечить условия для исправления подростка с уже сформированным поведением антисоциальной направленности. Меры непосредственного предупреждения необходимы в том случае, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у ребенка склонности к правонарушениям, и он уже начал их совершать. К примеру, подростков, совершивших правонарушения, следует активно направлять в специальное учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Интересно
Третьей группой мер, направленных на профилактику рецидива, является социальная помощь и контроль за несовершеннолетними, уже совершившими преступления, освобожденными из воспитательных колоний либо осужденными к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества. Данная работа должна вестись как на уровне «Школы подготовки осужденных к освобождению», так и непосредственно после нее.

Отдельно следует обратить внимание на внедрение в практику работы с детьми и их родителями такого метода, как медиативные технологии, под которыми понимаются «способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в повседневной, в т.ч. профессиональной, сфере с целью сохранения/восстановления отношений с другой стороной и выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон, решения».

Так, использование медиации в целом способно оказывать положительное воздействие на деформации сознания личности подростка, тем самым на его поведение и выбор действий в той или иной ситуации. По-этому вовлечение лица, склонного к девиантному поведению, в медиацию может позволить скорректировать ему индивидуальное поведение, направить на мирное урегулирование конфликта.

Криминологами доказана весьма высокая корреляция (взаимосвязь) между преступлениями, совершаемыми в отношении несовершеннолетних, и преступлениями самих несовершеннолетних

Вначале дети подвергаются насилию и негативному воздействию со стороны взрослых, затем, подрастая, они платят тем же своим сверстникам, в т.ч. и взрослым, не способным защитить себя. Следовательно, изучать, рассматривать эти явления необходимо в единстве, во взаимосвязи и комплексно.

В настоящее время на профилактическом учете в ПДН края состоит свыше 3300 родителей или лиц, их заменяющих. Меры административного воздействия были приняты в отношении почти 11 тысяч законных представителей детей.

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних», установил пожизненное лишение свободы за совершение особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, следует менять традиционные подходы к профилактике преступности несовершеннолетних. Начинать эту работу необходимо на более ранних стадиях – с выявления неблагополучных семей и обеспечения защиты детей от жестокого обращения с ними взрослых.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)